Валидация берет свои корни в клиент-центрированной традиции (Linehan 1997b; см. также замечательную работу «Пересмотренная эмпатия» [Bohart & Greenberg, 1997]).
Диалектическая поведенческая терапия определяет валидацию как эмпатию плюс сообщение того, что точка зрения человека с ПРЛ (пограничное расстройство личности) в некотором смысле обоснована. Эмпатия подразумевает, что вы точно понимаете, как он (она) видит мир со своей точки зрения; валидация же подразумевает также то, что вы активно даете человеку понять, что его точка зрения оправдана.
Валидация сама по себе способна вызвать значительные изменения, если она является активной, упорядоченной и точной.
В связи с этим активная, упорядоченная и точная валидация того, что является «правильным» или «обоснованным» в реакциях человека, необходима для стимулирования эмоциональной регуляции и, соответственно, создания условий для других изменений.
Чтобы валидировать, вы должны быть настолько эмпатичным, насколько это необходимо, чтобы понять уникальное восприятие мира другим человеком, полное разнообразных нюансов. Но также валидация предполагает, что вы отыскиваете причины, по которым реакция человека оправдана, и подтверждаете это. Вы обосновываете, каким образом эмоции человека с ПРЛ, его мысли или действия могут быть вполне понятными, поскольку являются уместными, разумными, обоснованными, корректными либо эффективными. Если бы человек спросил «Может ли это быть правдой?», эмпатия означала бы, что вы понимаете, что такое «это», а валидация состояла бы в том, что вы бы дали ему понять, что этой действительно может быть правдой.
Валидация сама по себе облегчает физиологическое возбуждение. Другими словами, валидация напрямую регулирует эмоции (Shenk & Fruzzetti, 2011). Также валидация выявляет адаптивное реагирование, способное регулировать эмоции. Когда вы валидируете аккуратно и точно, то не только ослабляете возбуждение, но также провоцируете возникновение альтернативных реакций. Удачно сформулированная и эмоционально экспрессивная валидация вызывает новые, более адаптивные эмоции, что, в сущности, означает, что вся система человека с ПРЛ реорганизовывается. Подобно тому, как слова, подобранные великим писателем, вызывают те или иные эмоции, так и то, что говорит психотерапевт, способно спровоцировать у пациента разнообразные переживания.
Валидация может повлечь за собой соответствующую полную реакцию, включающую в себя адаптивную эмоцию. Таким образом, более гибкая и адаптивная реакция может стать возможной в ближайшем промежутке времени.
Чтобы развить адаптивную эмоциональную регуляцию, необходимо иметь опыт переживания и выражения первичных эмоций. Валидация необходима для развития такой способности. Таким образом, пытайтесь понять эмоции человека с ПРЛ, непосредственно валидируйте его первичные эмоции (то есть, «чувство грусти обосновано») и поощряйте выражение эмоций.
Чтобы валидировать поведенческие реакции, уделяйте внимание поведению и говорите о нем. Например, замечайте, когда человек сам возлагает на себя требования; стандарты желанного поведения нереальны; он (она) испытывает чувство вины, критикует себя, либо же использует иные стратегии наказания (определите значение понятия «должен»). Противодействуйте этому «должен» (то есть, доносите до него (нее), что все модели поведения в принципе можно понять). Примите это «должен» (то есть, реагируйте на поведение человека неосуждающе и проверьте, можно ли это «должен» перефразировать в «должен, чтобы»).
Чтобы валидировать когнитивные реакции, определяйте гипотезы и анализируйте их, найдите «зерно истины» в когнициях (мыслях), признайте его (ее) способность определять, что является разумным или верным (здравый ум), а также уважайте его ценности.
Чтобы валидировать способность человека с ПРЛ достичь желаемых ценностей, допускайте лучшее, подбадривайте его (ее), концентрируйтесь на его силе, отвергайте/ослабляйте внешнюю критику, а также оставайтесь реалистичным в оценке его способностей.
На каждом этапе не следует полагаться на одно только вербальное выражение валидации: невербальное выражение также необходимо и иногда оказывается более эффективным. Другими словами, если вы стоите на подоконнике на четвертом этаже горящего здания, и пожарный проявляет к вам интерес, точно понимает ваш стресс и искренне говорит о том, что он оправдан, этого будет недостаточно! Вам нужно, чтобы он схватил вас за руку и помог оказаться в безопасности. Функциональная валидация — реагирование на переживания человека с ПРЛ как на обоснованные и потому убедительные — крайне необходима.
Эффективная эмоциональная регуляция требует комбинирования способности переживать и выражать эмоции (принятие эмоций) и способности активно регулировать эмоции (изменение эмоций). Лес Гринберг описывает это как «эмоциональную мудрость», понимание того, когда эмоция может изменить тебя, и когда ты можешь изменить эмоцию (2002, стр. 16).
Необходимое условие для принятия или изменения эмоции — это способность определять и обозначать эмоцию, а также понимать смысл информации, которую она несет.
Умение корректно распознавать и обозначать эмоции и потребности требует того, чтобы родители или воспитатели надлежащим образом уделяли внимание этим эмоциям и потребностям. Например, двадцатипятилетняя девушка воспитывалась матерью-одиночкой, которая не могла справиться со своими собственными проблемами и была настолько зациклена на себе, что не уделяла должного внимания дочери (пациентке). Однажды психотерапевт заметил, что у пациентки пересохли губы и сказал: «Кажется, вы хотите пить; принести вам воды?». Она никогда раньше не обращала внимание на ощущение, что губы пересыхают, и никогда не обозначала данное ощущение как «желание пить» (к тому же, она очень мало пила, даже во время принятия пищи).
Валидация может быть необыкновенно сложной и тяжелой для человека с ПРЛ. Ваши валидирующие комментарии о ранее избегаемой первичной эмоции или реакции могут усилить чувство страха до такой степени, что оно становится разрушительным и дезорганизующим. Некоторые люди боятся, что переживание эмоций само по себе будет травматичным, и они действительно переживали эмоции настолько невыносимые, что не могли контролировать себя, что иногда приводило к деструктивному поведению. Вместо того, чтобы склоняться к эмоциональному переживанию или углублять его, человеку нужно научиться отдаляться от него, но таким образом, который не причинит вред, который подчеркнет ощущение, что он контролирует ситуацию, и ослабит ощущение изоляции, вызванное данным переживанием. Один из способов помочь развить такую способность менять эмоцию является использование валидации для того, чтобы стимулировать адаптивную эмоцию.
Валидация для того, чтобы спровоцировать адаптивную эмоцию, не должна быть похожей на мошенничество. Другими словами, если вы пытаетесь избавиться от моей проблематичной реакции, валидируя что-то другое, это говорит мне о том, что моя первичная реакция не обоснована. Вся хитрость заключается в том, чтобы при поиске адаптивной эмоции мыслить диалектически, быть способным увидеть «истину» во всех реакциях и озвучивать то, что является обоснованным в каждой эмоциональной реакции. Таким образом, эмоции дифференцируются, что помогает человеку более четко воспринимать порывы к действию и информацию, предоставляемую эмоциями.
«Обработка» эмоции требует времени. Как и варку картофеля, ее нельзя поторопить. Но этому можно помочь. Вы пытаетесь понять, каким образом уравновесить выражение сочувствия, поддержки и указание направления, в котором следует двигаться.
Автор: Келли Кёрнер