• результат дисфункциональных когнитивных схем, сформированных на ранних этапах жизни (М.Лайнен);

  • нарушение процесса переработки информации, в первую очередь эмоций (А.Ленге);
  • мультифакторное (биопсихосоциальные модель нарушений при ПРЛ) нарушение психики, которое приводит к дезадаптации личности;
  • социальные и культурные факторы (жизнь в семье, где преобладают нестабильные отношения);
  • биологические причины (нарушение работы определенных зон головного мозга);
  • результат ухудшения состояния предыдущих, менее патологических личностных паттернов (Т. Миллон);
    нарушения взаимодействия биологических и социальных
  • факторов научения, влияющих на человека (М.Лайнен);
    человек, который не смог полностью отделиться и обособиться (индивидуироваться) от своей матери или отца ( Э.Гринберг).

ПРЛ сильно влияет на структуру личности, на структуры восприятия реальности и реагирования на внешние события (А.Ленге).

В диалектической поведенческой терапии (ДПТ) ядром нарушения считается конституциональная эмоциональная дисрегуляция и недостаточная осознанность (Linehan 1993; Wupperman et al. 2008). По теории основанной на ментализации психотерапии (ОМП), ядром ПРЛ является дефицит развития способности к ментализации (Bateman and Fonagy 2004). Гандерсон и Лион-Рут (2008) видят в основе гиперинтенсивность межличностных отношений и небезопасные рабочие модели привязанности.

Сфокусированная на переносе психотерапия видит в основе пограничного расстройства личности диффузию идентичности.