Что делать, если близкий человек демонстрирует суицидальное поведение?

Любое высказанное вслух упоминание о смерти, либо суицидальные признаки необходимо воспринимать серьезно.

Когда Вам кажется, что кто-то принял решение лишить себя жизни.

Большинство возможных самоубийц посылают предупреждающие знаки о своем намерении лишить себя жизни. Наиболее эффективный способ отвратить друга или любимого человека от самоубийства – это распознать подобные знаки, воспринять их всерьез, и знать, как на них реагировать.

Если человек демонстрирует угрозу совершения самоубийства или находится в шаге от свершения такой попытки, следует действовать незамедлительно, разумно и спокойно.

Обратитесь за помощью к профессионалам.

Активно вовлекайте Вашего близкого в процесс поиска немедленной профессиональной терапевтической или психологической помощи. Люди, намеревающиеся совершить самоубийство, часто не верят, что им может быть оказана помощь. Помогите близкому, нуждающемуся в Вашей помощи, обратиться к специалисту в области психиатрии или в лечебное заведение.

Не оставляйте в одиночестве, будьте поблизости.

Не оставляйте человека в одиночестве, но ни в коем случае не навязывайте свои назойливые советы.

При остром кризисе.

При остром кризисе вызовите Вашему другу или близкому Скорую помощь, или дойдите с ним до лечебного заведения, где есть необходимые ему специалисты – психологи или психиатры.
Не оставляйте его одного до момента, пока ему не будет оказана помощь.
Уберите с его глаз лекарства, острые предметы, которые могут быть использованы при попытке самоубийства.
Необходима госпитализация до тех пор, пока кризис не минует.
В случае, когда психиатрические заведения не доступны, отведите его в любую ближайшую больницу.
Если и это невозможно, звоните по телефонам экстренной помощи в Вашем регионе.
Будьте внимательным собеседником

В разговоре старайтесь быть самим собой, избегайте наигранности. Не оценивайте и не критикуйте состояние, а будьте терпеливым, непредвзятым, спокойным и уверенным.
Дайте человеку возможность выговориться, внимательно прислушивайтесь не только к словам, но и наблюдая за интонацией, жестикуляцией. Постарайтесь выяснить, какие планы на будущее наметил человек, не вступайте в споры, не пытайтесь навязать насильно свою точку зрения, высказываниями: «Ты должен жить» и «Ты этого не свершишь».
Важно переключить мышление человека с раздумий о смерти на любую позитивную тему. Следует постараться донести до него, что он небезразличен, необходим и дорог окружающим, что он – достойная, уважаемая личность, что близкие его воспринимают таким, как он есть и готовы помочь разрешить имеющиеся проблемы.
Поддерживайте в лечении.

Поддерживайте и оказывайте помощь близкому человеку постоянно.
Если человеку прописаны медикаменты, возьмите на себя роль проследить за их своевременным приемом и информировать врача о любых побочных эффектах.
Не обвиняйте себя в том, что не смогли предотвратить развития такого критичного состояния близкого.

Никто из окружающих не может вмешаться в эмоциональную сферу другого человека. Своевременно оказанная компетентная медицинская помощь может предотвратить, приостановить и излечить кризисное состояние.

Когда устаешь любить. Путеводитель по безнадежности. Часть первая.

Забота о себе, когда член семьи имеет ПРЛ

Я учусь переориентироваться на мои собственные потребности и лучше заботиться о себе.

Родитель клиента

Пограничное расстройство личности может быть столь же разрушительным для партнеров, родителей, детей и других близких людям с ПРЛ. Как член семьи, Вы, возможно, много лет пытались справиться с интенсивным гневом, попытками самоубийства, членовредительства или другим импульсивным поведением, которое является частью ПРЛ. В результате, вы можете чувствовать себя отягощенным бременем болезни члена вашей семьи. Вы, возможно, испытывали чувства: депрессии, тревоги, печаль и изоляцию.

Даже, несмотря на уход, и поддержку вашего пострадавшего члена семьи , вы можете заботиться о ваших собственных нуждах, которые являются приоритетными. Самопомощь может уменьшить стресс и дать вам больше энергии и терпения, чтобы поддержать члена семьи с ПРЛ. Самопомощь может включать в себя: поиск поддержки со стороны сообщества психотерапевтов, которое предоставляет услуги семейного консультирования, присоединение к группе взаимопомощи, где выполняют упражнения, которые помогут воссоединиться с семьей и друзьями.

Важно рассматривать программы, предоставляющие информацию о проблемах, связанных с ПРЛ, новые коммуникации и навыки преодоления трудностей и самое главное, поддержку от других людей, которые оказались в той же ситуации. Группы могут способствовать профессиональной медицинской помощи или обучению члена семьи. Некоторые члены семьи могут также извлечь выгоду из индивидуальных сеансов консультирования.

Признание

Скорбь это нормальная реакция на потерю (например, смерть ребенка или гибель ребенка из-за серьезной и хронической болезни). Чувства скорбящего человека может сопровождаться беспокойством о том, как человек может один справится с жизненными трудностями, может возникать чувство вины, что семья в какой-то мере способствовала возникновению ПРЛ, гнева о том, что произошло и чувству беспомощности.

Человек с ПРЛ и его семья могут со скорбью воспринимать потери, которые приводят к серьезным психическим заболеванием.

Некоторые чувства потери могут включать в себя потерю роли своего ребенка в семье и обществе, академические и профессиональные ожидания и здоровые отношения со своим ребенком.

Родители также испытывают внутренние потери, такие как, потеря чувства собственного достоинства и чувства компетентности, потеря мечты для ребенка, потеря надежды и безопасности, потеря веры, потеря нормальной семейной жизни. Важно, чтобы члены семьи нашли способы работы и могли двигаться вперед, чтобы приняли болезнь своего ребенка и его последствия для будущего (MacGregor, 1994).

Установка

Семьи часто защищают их пострадавшего члена семьи от последствий его поведения. Тем не менее, если человек не испытывает последствий его проблемного поведения, то, вероятно, поведение сохранится и не изменится. Переживание последствия своего поведения иногда может быть первым шагом на пути к изменению.

Установка ограничений на проблемное поведение может снизить семейные конфликты и обеспечить более безопасную и предсказуемую среду для всех членов семьи.

Есть три важных шага, которые были определены Гандерсон и Берковиц при решении задач членов семьи:

привлекать члена семьи для того, чтобы что то сделать;
спросите, может ли человек «делать» то, что необходимо для решения проблемы;
спросите, хочет ли человек, чтобы вы помогли в том, что им нужно «делать».
Важно понимание того, как проблемное поведение развивается и поддерживается, чтобы увеличить эффективность поведения и снизить проявление нежелательного поведения. Например, вы можете помочь вашему пострадавшему члена семьи с помощью беседы, чтобы он (она) разговаривал с вами, а не гневался. Словесная похвала или какой-либо другой положительный ответ может увеличить частоту такого поведения.

Отрицательное подкрепление, например, когда вы не слушаете или выходите из комнаты, когда ваш член семьи злится или кричит , может уменьшить частоту такого поведения.

Некоторое нежелательное поведение сохраняется, потому что оно непреднамеренно положительно усиливается.

Стресс

Наличие члена семьи с ПРЛ может быть огромным стрессом. Люди испытывают стресс по-разному. Мы можем испытывать физические симптомы, такие как головные боли, проблемы со сном, расстройства желудка, увеличение веса или потерю веса тела. Мы можем испытывать эмоциональные симптомы, такие как капризность, беспокойство, чувство перегруженности или депрессии. Мы можем испытывать когнитивные симптомы, такие как, проблемы с памятью, навязчивые мысли, хроническое беспокойство или боязливости. Мы можем испытывать поведенческие симптомы, такие как эмоционально реагирование на ситуацию или изоляция (в социальном плане).

Люди платят высокую цену с точки зрения их эмоционального и физического здоровья, когда они живут в ситуации хронического стресса, поэтому важно, искать пути, чтобы уменьшить стресс. Есть много ресурсов, например, печатные материалы в Интернете, которые предоставляют консультации по вопросам стратегий снижения стресса. Они включают в себя улучшение здоровья, диету, регулярные физические упражнения, упражнения на расслабление, организацию приятной деятельности (например, массаж, занятие хобби), изменение стрессовой ситуации, получение поддержки со стороны других (участие других членов семьи или друзей), присоединение к группе поддержки, опора на источники духовной поддержки.

При разработке плана по уходу за собой, чтобы снизить уровень стресса, важно, чтобы планы были реалистичными и выполнимыми. Небольшие изменения заставят вас чувствовать себя лучше и дадут больше шансов на успех, чем большие изменения, которые рискуют быть неудачными, и ,тем самым, еще больше будут способствовать стрессу. Ваш план должен быть конкретным и определенным , нацеленным на успех. Например, вы решили делать упражнения в группе один раз в неделю; для того, чтобы быть успешным, вам может понадобиться поддержка другого члена семьи, который бы мог приготовить еду, пригласить друга, чтобы пойти он мог пойти вместе с вами для взаимной поддержки.

Помощь детям

Дети могут быть вовлечены в жизнь член семьи, страдающего ПРЛ. Для того, чтобы защитить своих детей, родители не могут многое рассказывать. Они могут попытаться продолжить семейную рутинную жизнь, как будто ничего не произошло. Эта стратегия может работать в краткосрочной перспективе, но не в долгосрочной. Дети могут беспокоится о поведении члена их семьи, когда им не дают возможность говорить об этом. Дети очень чувствительны и интуитивно могут понимать какие-то вещи. Они быстро замечают, когда что-то в семье изменилось, в частности, один из родителей. Если семья не говорит о проблеме, дети будут придумывать свои собственные, неправильно выводы.

Маленькие дети, особенно в дошкольных и начальных классах, часто видят мир, как вращающийся вокруг себя. Если что-то случится, они думают, что они являются причиной случившегося. Например, ребенок может случайно сломать что-то ценное. На следующее утро, родитель может показаться очень подавленным. Ребенок может затем думать, что поломка предмета вызвала депрессию родителя.

Дети более старшего возраста, особенно если у них есть брат или сестра с ПРЛ, могут беспокоиться о развитии психических проблем со здоровьем, проблемы с употреблением психоактивных веществ. Они могут беспокоиться о стрессе и напряжении, что их родители тоже очень переживают, могут взять на себя бремя, пытаясь восполнить то, что их родители потеряли в других своих детей.

В то же время, братья или сестры иногда негодуют , что родители проводят больше времени со своими братьями или сестрами. Они могут стать сердитым на грани или дистанцироваться от семьи или друзей. Братья и сестры могут также испытывать гнев, враждебность или словесную , физическую агрессию от своего брата или сестры. Такое поведение может вызвать шок, тревогу, страх и чувство отверженности. Иногда дети могут чувствовать, что они потеряли своего лучшего друга. Они могут испытывать чувство вины, что они имеют более лучшую жизнь, чем их брат или сестра.

Что я должен сказать своим детям?

Вы должны уметь объяснить детям многие вещи. Дайте им столько информации, сколько они могут понять и только то, что подходит к их возрасту.

Полезно сказать детям о трёх основных моментах:

Член семьи имеет проблему под названием пограничное расстройство личности. Член семьи ведет себя таким образом , потому что он болен. Болезнь может иметь симптомы , которые могут вызвать изменение настроения или поведение человека , поведение может быть непредсказуемым.
Ребенок не вызывает проблем . Дети нуждаются в заверении , что они не сделали родителей или членов семьи грустными, сердитыми или несчастными. Их поведение не вызывало эмоции или изменение в поведении у другого человека. Дети могут испытывать чувство вины.
Изменение поведения члена семьи с ПРЛ это не ответственность ребенка. Дети должны знать , что взрослые в семье, а также другие люди, такие как врачи, работают , чтобы помочь человеку. Это работа для взрослых : заботиться о человеке с проблемой.
Дети нуждаются в хороших родителях, которые бы смогли оградить их от последствий симптомов человека с ПРЛ.

Может помочь разговор с тем, кто понимает детей и может помочь разобраться , в чувствах ребенка (Скиннер и др., 2004; О’Грейди, Скиннер, 2007).

«Пограничная» семья

«Пограничная» семья (особенности воспитания).

Автор: Екатерина Тарасова

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — достаточно сложное по своей структуре, симптоматике расстройство личности. Симптомы ПРЛ проявляются примерно у 11 % амбулаторных пациентов и 19 % психически больных, находящихся на стационарном лечении (Лайнен, 2007). Жизнь людей с ПРЛ бывает очень яркой, но в то же время они очень страдают по причине искаженного восприятия информации в мире, ошибочных интерпретаций поведения окружающих, психической боли и страданий.
Возможны 151 различных комбинаций симптомов в клинической картине пациентов с диагнозом ПРЛ (некоторые авторы приводят цифру 256 как возможное число комбинаций симптомов при ПРЛ) (Bateman, Fonagy, 2003).
Возможные симптомы при ПРЛ:
• Гиперчувствительность.
• Особая чувствительность к расставаниям.
• Одиночество.
• Скука, пустота.
• Амбивалентность.
• Генерализованное чувство стыда.
• Импульсивность и отсутствие контроля поведения.
• Хаотичные и бурные межличностные отношения.
• Психическая боль.
• Суицидальные попытки.
• Импульсивные и опасные формы поведения (небезопасный секс, злоупотребление алкоголем и наркотиками, азартные игры, необоснованная трата денег).
• Низкая самооценка и отсутствие самоуважения.
• Нестабильное настроение.
• Выраженный гнев. Проблемы с контролем и выражением гнева и агрессией.
• Диссоциация.
• Связанные со стрессом параноидные идеи.
• Отсутствие четких представлений о себе.
• Частые перемены мест работы.
• Не способность доделывать начатое дело до конца.
• Резкие смены настроения.
• Нарушение процесса ментализации.
• Когнитивные искажения.

Причинами ПРЛ по разным данным являются:1. результат дисфункциональных когнитивных схем, сформированных на ранних этапах жизни (М.Лайнен); 2. нарушение процесса переработки информации, в первую очередь эмоций (А.Ленге);3.мультифакторное (биопсихосоциальные модель нарушений при ПРЛ) нарушение психики, которое приводит к дезадаптации личности; 5.биологические причины (нарушение работы определенных зон головного мозга);6.результат ухудшения состояния предыдущих, менее патологических личностных паттернов (Т. Миллон); 7.нарушения взаимодействия биологических и социальных факторов научения, влияющих на человека (М.Лайнен); 8.социальные и культурные факторы (жизнь в семье, где преобладают нестабильные отношения, особенности воспитания). В этой статье рассмотрим причину 8 — взаимодействие в семье, где преобладают нестабильные отношения и некоторые особенности воспитание.
Взаимодействие в семье в некоторой степени объясняет поведение людей с ПРЛ.
В семьях людей с ПРЛ дети вынуждены будут стать «куклами», которые, конечно же, не должны вносить в игру свои волю, желания, нужды и чувства. К тому же на них возлагается еще одна сложная обязанность: всячески поддерживать иллюзию вашего успешного родительства. Вот как-то так, вероятно , и происходит передача по наследству этой «фиктивности». Как бы ребёнок как бы вырастает и становится как бы взрослым, которому почему-то тоже тяжело жить, тягостно растить своих детей, хотя времена изменились, и давно уже памперсы вместо пеленок, и пюре готовить не надо [1,c. 15]. Такая фиктивность , подражание вместо становления как симптом пограничности потом начинает проявляться не только в родительстве, но и в самых разных сферах жизни. А дальше, грустное раздолье последствий. Уверенная, что хорошо воспитывает, кричащая, унижающая достоинство воспитательница. Скорее разрушающий здоровье, чем восстанавливающий его своим вмешательством, врач. Подтасовывающий или даже выдумывающий «факты» журналист. Жизнь «как бы» детей приводит в последствии к жизни «как бы» взрослых, «как бы» профессионалов, «как бы» родителей [1,c. 19].
По мнению, И.Ю. Млодик, «для того, чтобы вырасти, сначала нужно побыть ребёнком, потому что именно дети, проходя естественный путь роста и взросления, становятся «качественными», а не «фиктивными» взрослыми» [1,c. 19].
Пограничный родитель плохо ощущает разницу между чувствами и личностью,

путает чувства и поступки, роли, задачи, цели. Ему трудно помочь своему ребенку разделить чувства и качества. Пограничный родитель значительно чаще попадает в аффект, и там ему не до разбирательств в ньюансах [1,c. 62].
Пограничные родители очень часто нарушают границы детей.
Взрослые не считают зазорным исследовать на предмет криминала школьный рюкзак подростка, прочитать его дневник, залезть в почту, аккаунт в социальных сетях. Унижение и бесправие, ощущение небезопасности в собственном доме, неспособность защитить то, что ребенку дорого, озлобляет его и делает подозревающим окружающих, избегающим или агрессивным по отношению к ним. В его представлении мир перестает быть расположенным к нему и безопасным, особенно мир близких отношений, либо выдает ему разрешение также взламывать границы других людей [1,c. 63].
В большинстве погранично организованных семей по разным причинам нарушается естественное детское развитие и созревание. Первый тип таких семей: инфантильные родители, в силу определённых причин не способные выполнять свои родительские обязанности, и рано как бы повзрослевшие дети [1,c. 16].
В семьях второго типа родители не заинтересованы во взрослении собственных детей, в результате дети остаются инфантильными, не способными повзрослеть. Мама продолжает растить младенца или малыша, сколько бы лет ему ни исполнилось [1,c. 17].
Такие семьи это два варианта крайностей: или это отсутствие удовлетворения потребностей ребенка и возложение на него непосильной для его возраста «ноши», или это гиперопека, где иногда в семьях возникает культ ребенка и царит поклонение («всё для детей»). В итоге, вырастет человек, который не способен к зрелости, самостоятельности и к принятию ответственных решений в жизни.
Очень часто в семьях людей с ПРЛ дом становится источником опасности. Там бывает насилие, недопонимание, конфликты и пр.
Что может начать происходить с психикой, если внезапно дом становится местом полной непредсказуемости и угрозы?

  1. Первое — человек решает: если меня бьют и унижают, значит, это я какой-то не такой, заслуживающий такого обращения, такую семью. Это означает , что мне либо всю жизнь жить в депрессии и желательно не показываться другим людям, чтобы не чувствовать колоссальный , непереносимый стыд и вину за ущерб, который я причиняю миру своим существованием. Либо всей моей жизнью, каждую минуту доказывать миру и всем вокруг, что я не так ужасен. Я буду полезным, добрым, сильным, умным и участливым и заслужу хорошее отношение к себе. Тогда снова смогу быть, жить, хотеть, получу свое право на безопасность, расслабление и покой.
  2. Решить, что это они ужасны. Они мне не родители, я буду изгонять их из общения, психики, отрезать, не принимать всерьёз. Убегу из дома, обесценю, выкину, сделаю вид, что их нет.
    В одном случае нет меня, или я ещё должен заслужить свое право быть, в другом случае нет их [1,c. 22]
    Таким образом, ребенок начинает жить в новой псевдо-реальности, позволяющей выжить. Обрести какое-то объяснение, опору, избавиться от противоречивости, которую нет возможности принять и переработать без посторонней помощи, пока ты мал [1,c. 23].
    «Нормальной» может быть любая трагедия, если проживать ее как сложное для всех событие, вызывающее самые разные чувства и требующее включенности, решений, действий и объяснения, во всяком случае, для детей. Названное, описанное, объясненное перестает висеть в психике человека чем-то мутным , без конца и без края, оно обретает название и границу, и тогда его уже можно пережить. Без обнаружения «я болен тем-то» невозможно начать лечение. Без называния насилия насилием его невозможно остановить [1,c. 31].
    «Пограничная семья» часто становится для ребенка местом страданий, напряжения, недопонимания, унижения и жестокости. В такой обстановке сложно формировать здоровые отношения с родителями и очень часто у ребенка формируется низкая самооценка, неуверенность, привычка страдать. Именно привычка страдать переносится потом и во взрослую жизнь,

где люди неосознанно ждут, что их будут унижать, жестоко обращаться с ними и причинять боль. «Пограничным» семьям очень важно посещать психообразовательные мероприятия, где члены семьи смогли бы узнать об особенностях людей с ПРЛ, особенностях общения внутри семьи.
Любая семья – это система. При изменении хотя бы одного «элемента» системы, другие «элементы» вновь тянут «здоровый» (или того, кто стремится быть здоровым и работает над собой) «элемент» в патологическую систему, поэтому очень важно, чтобы про ПРЛ и особенности коммуникации в «пограничной» семье знали все члены семьи. Знания сила и информация может помочь людям осознавать то, что происходит в семье, а это первый шаг на пути к изменениям!

Литература

  1. Млодик И.Ю. Карточный дом. Психотерапевтическая помощь клиентам с пограничными расстройствами. — М. : Генезис, 2016. — 160с.
  2. Лайнен, М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности / Марша М. Лайнен. — М.: «Вильямс», 2007. — 1040с.

Общение

Автор: Тарасова Екатерина

У людей, имеющих пограничное расстройство личности (ПРЛ), складываются очень сложные отношения с окружающими. Как правило, это постоянные конфликты. Порой с ними очень трудно взаимодействовать.

Можно выделить следующие особенности поведения в людей с ПРЛ.

  1. Они длительное время не могут находиться отношениях и часто меняют партнёров, выстраивают хаотичные отношения, где нет постоянного стабильного человека рядом.
  2. У них возникают частые перепады настроения, смена настроения. В своём настроении они находятся как бы на полюсах от «очень люблю» до «ненавижу», от ярости до радости, от злости до нежности. Это вызывает сильный дисбаланс в отношениях, и часто партнёры покидают таких людей, поскольку не выдерживают накала страстей.
  3. Они склонны обманывать и проецировать на других части своей личности. Например, «она изменяет», «она врёт», хотя речь скорее не про «неё», а про человека, который об этом говорит.
  4. Они склонны к самоповреждению, к тому, чтобы причинять себе боль, терпеть унижение и прочее. Это может возникать в разных направлениях. Кроме того, зачастую причиняя себе боль, они не готовы меняться, не готовы жить более конструктивно, поскольку привыкли страдать.
  5. У них есть тенденция к отсутствию критики по отношению к своему поведению.
  6. У них есть тенденция к конфликтному поведению, что значительно снижает качество жизни и портит самочувствие.
  7. У них присутствует очень сильная чувствительность, как «оголенный нерв» — всё, что происходит, во многом воспринимается и чувствуется как катастрофа и угроза жизни.
  8. Склонны к плохой переносимости стрессов, а значит, при стрессе происходит дестабилизация в когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферах. Человек часто ведёт себя агрессивно, конфликтно, неадекватно воспринимает источник опасности, «бросается под танки».
  9. Преобладает импульсивное поведение, нарушается самоконтроль и саморегуляция, зачастую отсутствуют обдуманные действия и не всегда удаётся отследить последствия своего поведения.
  10. Склонны к злоупотреблению алкоголем, ПАВ.
  11. Имеют очень низкую самооценку.
  12. Имеют хроническое ощущение скуки и одиночества.

Людям с ПРЛ бывает нелегко жить с набором определенных особенностей.

Одной из главных задач психотерапии людей с ПРЛ является сохранение постоянства, стабильности, обучение определённым навыкам межличностного общения, перенесения стресса, эмоциональной регуляции.

Чтобы сохранить стабильность в отношениях важно постоянство объекта, в том числе и во взаимоотношениях с психотерапевтом и близкими. Как же удержать в отношениях человека, который не может находиться в стабильности и постоянстве? Это трудная задача, и действительно она напоминает ловлю мышей. Здесь нужно быть устойчивым и сохранять смекалку.

Что может помочь сохранить постоянство в отношениях с человеком с ПРЛ?

  1. Позитивное безусловное принятие.

Таких людей важно принимать. Позитивно к ним относиться. Они любят, когда их хвалят и хорошо к ним относятся, только тогда они радуются и стремятся быть рядом с человеком. Бывает сложно принимать человека с набором особенностей личности и жизнью, как на «качелях». Иногда их жизнь похожа на бесконтрольно вращающуюся карусель. В таких условиях трудно принимать, потому что они часто становятся непредсказуемыми и агрессивными. Тут поможет терпение и устойчивость, но результат будет!

  1. Установление чётких правил.

Важно установить чёткие правила взаимодействия. С какой целью проходят встречи, где они проходят, когда и как. Даже если человек с ПРЛ первое время не будет соблюдать правила, не стоит ругать его за это. Важно отмечать то, что получается, чтобы человек стремился к общению с Вами. Они очень тонко и чувствительно воспринимают любую негативную информацию или даже тенденцию к ней, поэтому тут важна аккуратность и контроль своей речи.

  1. Бережное отношение.

У людей с ПРЛ есть особая хрупкость, поэтому к ним нужно проявлять внимание, заботу и доброту. Если у Вас нет времени, то лучше отказаться от взаимодействия с таким человеком. Часто люди с ПРЛ чувствуют себя одиноко, поэтому потребуется время и, может быть, даже чуть больше времени, чем для других. Они часто нуждаются в поддержке.

  1. Не попрекайте и не критикуйте.

Любой упрёк или намек на унижение воспринимается ими как что-то разрушительное, угроза их уничтожения. Лучше, если Вы просто расскажете о своих чувствах и объясните последствия определенного их поведения, но без критики!

  1. Не бросайте и не игнорируйте.

У людей с ПРЛ особая чувствительность к отвержению, игнорированию, к тому, что их бросают, уходят от них. Для таких людей это является огромным стрессом, поэтому старайтесь сберечь отношения, даже если человек с ПРЛ будет Вас провоцировать на то, чтобы Вы ушли. Помните! У них есть тенденция к саморазрушению, и задача помочь им научиться заботиться о себе. Лучше объяснять и говорить о том, что Вы наблюдаете (провоцирование), но безоценочно! Просто описывать события.

  1. Поведение должно быть последовательным!

Очень важно сохранять последовательность своих слов и действий, не обманывать людей с ПРЛ и не демонстрировать хорошее отношение наигранно. Важно, чтобы последовательность и четкость правил отношений в семье и в психотерапии были у всех участников процесса общения.

Конечно, взаимодействию с человеком с ПРЛ нужно много учиться.
Это большой и тяжелый труд и для родственников, и для психотерапевта.

Это мужество, сила и опыт, в результате которого Вы лучше познаете себя, свои возможности и лучше узнаете личность другого человека, даёте возможность ему измениться рядом с Вами.

Важно стремиться к конструктивному взаимодействию.
Ведь любое общение — это еще и способ чему-то научиться.

Информационный портал — Ресурсный центр "Пограничное расстройство личности"