Пограничное расстройство личности — это сложная и серьезная проблема психического здоровья, для которой характерны трудности во внутриличностном общении (например, проблемы с самооценкой и самоопределением) и межличностном функционировании (например, способность развивать и поддерживать близкие и взаимно удовлетворяющие отношения, способность понимать перспективы других и управлять конфликтом в отношениях). Эти трудности связаны со страданиями и нарушениями в личной, семейной, социальной, образовательной, профессиональной или других важных сферах. Во всем мире расстройство личности затрагивает 7,8% населения в целом и, как таковое, считается приоритетной областью психического здоровья.
Пограничное расстройство личности (ПРЛ), характеризующееся выраженным дистрессом, вызванным сильной импульсивностью, межличностными трудностями и искаженным восприятием реальности. Оно распространено в условиях первичной медицинской помощи. До 23% амбулаторных больных и 43% стационарных в австралийских службах охраны психического здоровья соответствуют критериям ПРЛ, по сравнению с приблизительно 0,7–2% от общей численности населения мира. Хотя считается, что ПРЛ встречается в равной степени среди мужчин и женщин в общей мировой популяции, женщины непропорционально представлены и составляют до 75% от числа тех, кому поставлен диагноз ПРЛ в Соединенных Штатах Америки в соответствии с Диагностическим и Статистическим руководством по психическим расстройствам, четвертое издание (DSM-IV-TR). В австралийском исследовании недавние данные показали, что мужчины и женщины имели одинаковые показатели в диагностике ПРЛ. Тем не менее, женщины чаще обращаются в службу по лечению психических расстройств или получают специальную долгосрочную психотерапию.
Считается, что у людей с ПРЛ имеет место быть эмоциональная дисрегуляция, высокий уровень импульсивности (часто приводящей к самоповреждению и самоубийству), нарушения межличностного функционирования приводят к трудностям в формировании и поддержании межличностных и внутриличностных отношений. В совокупности считается, что генетическая уязвимость к ПРЛ и отрицательный ранний опыт общения с родителями и лицами, обеспечивающими уход, подвергают ребенка повышенному риску развития ПРЛ или возникновению связанных с ним признаков уже в зрелом возрасте. Таким образом, отношения между родителями и детьми считаются важным контекстом для этиологии и потенциальной передачи ПРЛ от поколения к поколению.
Проблемы воспитания, связанные с пограничным расстройством личности
Родители детей с ПРЛ нередко испытывают дополнительные эмоциональные и поведенческие проблемы в своей родительской роли. Для этих людей колебания в настроении, трудности с выражением соответствующих эмпатических реакций, поддержание стабильной и безопасной обстановки, путаница в роли родителей и детей и межличностные конфликты, по-видимому, усугубляют повседневные проблемы родителя. Матери с ПРЛ характеризуют неправильным поведением в отношениях со своими детьми, включая критические, страшные комментарии или поведение, а также путаницу ролей. Такие родители также различаются в своих представлениях о своих родительских способностях. Матери с ПРЛ сообщают о меньшей компетентности (удовлетворенности и эффективности) и большем количестве стрессов в своей родительской роли. Таким образом, уровень дистресса матерей и чувство компетентности могут оказать глубокое влияние на способность родителей к воспитанию детей.
Дети родителей, которые борются с личностными проблемами, особенно с ПРЛ, демонстрируют более высокие показатели по недоношенности и обращению в специальные детские сады. В 12-месячном возрасте было обнаружено, что у младенцев матерей с ПРЛ отмечается более низкий уровень «доступности для позитивного взаимодействия» и более выраженная дезорганизация привязанности. Маленькие дети в возрасте от четырех до семи лет, чьи матери имеют ПРЛ, рассказывают истории, которые включают в себя большее изменение роли родитель-ребенок, страх оставления, негативные ожидания отношений между родителями и ребенком, неконгруэнтные и постыдные представления о себе , а так же более слабой регуляции эмоций. В подростковом возрасте было обнаружено, что у детей в возрасте от 11 до 18 лет (в среднем 15,52 года) от матерей с ПРЛ проявляются проблемы эмоционального характера (например, тревога / депрессия, эмоциональные проблемы в целом), проблемы со вниманием и поведением (например, преступность) агрессивность и поведенческие проблемы, суицидальные тенденции. Учитывая ряд проблем, с которыми сталкиваются родители с расстройством личности, и возможное влияние на своих детей на разных этапах развития, выявление ключевых механизмов может помочь предотвратить непреднамеренную передачу родителями этих трудностей ребенку. Следовательно, существует острая необходимость в дальнейшем понимании и изменении предполагаемой передачи уязвимостей личности от поколения к поколению.
Потенциальные механизмы, лежащие в основе проблем воспитания
Существует ряд механизмов, которые, как предполагалось, лежат в основе проблем воспитания детей с ПРЛ. Исторически уделяется внимание в литературе ранней детской травме, способности к привязанности и способности к рефлексии, или «ментализация» у детей с ПРЛ. Многие люди с ПРЛ (до 84% в некоторых исследованиях) ретроспективно описывают переживания отсутствия родительского отношения и эмоционального насилия в возрасте до 18 лет. Эта история ранней травмы может быть связана с проблемами у людей с ПРЛ в их собственных родительских ролях, особенно для тех у кого опыт вызывает болезненные воспоминания о раннем насилии или пренебрежении. История ранних травм у родителей также может быть связана с негативными последствиями для их детей. Например, в недавнем исследовании, посвященном проблемам защиты детей, злоупотребления психоактивными веществами и насилия в семье , у 34,3% матерей был установлен предыдущий диагноз или они соответствовали критериям ПРЛ. Половина из этих матерей также подвергалась жестокому обращению в детстве. Воспоминания об истории травм у родителей может быть связана с ощущением стресса в их родительской роли в настоящем. Тем не менее, необходимы дальнейшие исследования, чтобы поддержать это предложение.
Считается, что надежные отношения привязанности в раннем детстве закладывают основу для способности ребенка развивать безопасные отношения в подростковом и взрослом возрасте, способности к эмоциональной регуляции и способности к отражению. И наоборот, если у детей нет удовлетворения потребностей в привязанности или они получают неадекватные ответы от своего опекуна (такие как отсутствие ответа, непоследовательные или оскорбительные ответы), они могут разработать неадаптивные внутренние рабочие модели, которые приводят к ненадежной привязанности. Было обнаружено, что люди с ПРЛ чаще поддерживают небезопасные стили привязанности. Кроме того, у матерей с ПРЛ чаще встречаются дети, у которых также проявляются небезопасные или неорганизованные стили привязанности, при этом навязчивая или нечувствительная родственная связь с матерью считается ключевым фактором, влияющим на организацию привязанности у детей. Основываясь на предыдущих исследованиях, способ или качество отношения родителей к своему ребенку могут также зависеть от их психологического благополучия (включая их личностные трудности и воспринимаемый родительский стресс) и их отношения к себе (включая их роль как родитель). Тем не менее, связь между привязанностью и восприятием родительского стресса и компетентностью для людей с ПРЛ пока не известна.
Нарушения рефлексивной способности были связаны с различными психическими расстройствами, включая ПРЛ. Ментализация или «рефлексивное функционирование» — это процесс, посредством которого человек способен осмысливать свое собственное поведение и анализировать психические состояния других. В контексте отношений между родителем и ребенком рефлексивная способность родителей или «рефлексивная функция родителей» описывает способность родителей размышлять над внутренним психическим опытом своего ребенка и понимать поведение в свете основных психических состояний и намерений ребенка, а также при этом «помните о ребенке». Было обнаружено, что способность родителей размышлять связана с привязанностью матери к ребенку и чувствительным и отзывчивым уходом. Также представляется правдоподобным, что способность родителей проникать в субъективный мир своего ребенка и размышлять над ним может влиять на чувство компетентности в родительской роли.
В исследованиях было выявлено, что люди с высокими показателями ПРЛ сообщали о значительно большем родительском стрессе, трудных отношениях между ребенком и родителями по сравнению с теми, кто имел низкие характеристики ПРЛ. Эти люди также сообщили о значительно более низком уровне удовлетворенности и эффективности родительских обязанностей по сравнению с теми, у кого показатели ПРЛ ниже.
Кроме того, люди с ПРЛ также вспоминали о значительно более высоком эмоциональном насилии, физическом насилии, сексуальном насилии, эмоциональном пренебрежении и физическом пренебрежении в детстве.
Было установлено, что сексуальные надругательства и эмоциональное пренебрежение, о которых вспоминают родители, усиливают родительский стресс и восприятие воспитания трудного ребенка в настоящем.
Вывод
Люди, страдающие от ПРЛ, испытывали трудности в воспитании детей, но также сталкивались с трудностями в их общем психологическом благополучии, привязанности и способности к размышлению. Эти люди также чаще сообщали об исторической травме в семейном окружении, включая жестокое обращение и отсутствие заботы. Слабая рефлексивная способность, психологическое благополучие и специфические черты личности (а именно, отрицательный аффект, расторможенность и отрешенность) наиболее тесно связаны со стрессом и компетентностью родителей. Эти данные свидетельствуют о том, что родители, которые смогли творчески войти в субъективный внутренний мир ребенка, имели меньше стресса и больше удовлетворенности и эффективности воспитания. В совокупности считается, что генетическая уязвимость к ПРЛ и негативный ранний опыт общения с родителями и лицами, обеспечивающими уход, подвергают ребенка повышенному риску развития ПРЛ или возникновения связанных с ним признаков в зрелом возрасте. Тем не менее, практика воспитания детей может быть изменена. Важно производить план разработки вмешательств, направленных в целом на улучшение отношений между родителями и детьми. Похоже, что для того, чтобы уменьшить родительский стресс и повысить родительскую компетентность, необходимо повысить способность родителей учитывать мысли своего ребенка и их отношения привязанности, а также учитывать их общее психологическое благополучие.
Источник: https://bpded.biomedcentral.com/articles/10.1186/s40479-020-00124-8