Главная Забота о себе Статьи Предполагаемые источники происхождения пограничного расстройства личности.

Предполагаемые источники происхождения пограничного расстройства личности.

Биологические факторы


По нашим наблюдениям большинство пациентов с пограничным расстройством личности (ПРЛ) имеют эмоционально интенсивный и лабильный типа характера. Гипотетически, такой тип характера может являться биологической предпосылкой к развитию данного расстройства.
Три четверти пациентов с диагнозом ПРЛ – женщины (Gunderson, Zanarini, Kisiel, 1991). Частично такая пропорция может быть обусловлена, опять-таки, особенностями характера: возможно, среди женщин чаще встречаются лабильные характеры с высокой интенсивностью эмоций. Тем не менее эта диспозиция также может являться результатом действия факторов окружающей среды. Девочки чаще подвергаются сексуальному насилию, что часто встречается в история детства у пациентов с ПРЛ (van de Kolk, 1989). Девочки чаще подчиняются и подавляют гнев. Также возможно, что мужчины с ПРЛ являются недиагностированной группой, поскольку у них расстройство проявляется иначе. Мужчины, как правило, имеют более агрессивный характер и чаще склонный доминировать. Следовательно, с большей вероятностью у них будут диагностированы нарциссическое или антисоциальное расстройство личности (Gabbard, 1994).


Факторы окружающей среды


Мы определили 4 фактора семейной среды, которые, по нашему мнению, взаимодействуют с этой гипотетической биологической предрасположенностью, ведущей к развитию ПРЛ.

  1. Семейная среда небезопасна или нестабильна. Ощущение отсутствия безопасности почти всегда возникает вследствие жестокого обращения или оставления. Большинство пациентов с ПРЛ переживали физическое , сексуальное или вербальное насилие в детстве. Если не было фактического оскорбления пациента, то обычно существовала угроза стать жертвой резкой вспышки гнева или насилия, или пациент, возможно, наблюдал насилие над другим членом семьи. Кроме того, ребёнка часто оставляли. Ребёнка могли оставлять в одиночестве на длительное время без заботящегося о нем взрослого, или же с ним оставался взрослый, который был склонен к жестокому поведению (например, один родитель может жестоко обращаться с ребёнком, в то время как другой отрицает факт насилия и позволяет ему происходить). Возможно также , что основной человек, заботящийся о ребёнке, ненадежен или непоследователен, — например, в случае родителя, у которого бывают резкие перепады настроения или который злоупотребляет психоактивными веществами. Вместо безопасности и привязанности к родителю ребёнок часто чувствует себя напуганным, воспринимает ситуацию как нестабильную.
  2. Семейная среда эмоционально депривирует. Ранние объектные отношения довольно бедны. Участие родителей — физическое тепло, сочувствие, эмоциональная близость и поддержка, наставление и защита – обычно отсутствуют или представлено в недостаточной степени. Один родитель или оба ( но особенно основной родитель, заботящийся о ребёнке) могут быть эмоционально недоступнымии предоставлять лишь минимальную эмпатию. На эмоциональном уровне пациент чувствует себя одиноким.
  3. Семейная среда жестоко наказывает и отвергает. В принимающих, прощающих и любящих семьях, где не отвергают и не наказывают жестоко за ошибки, дети не превращаются в пациентов с ПРЛ. Чаще всего пациенты с ПРЛ вырастают в семьях, которые критически относятся к детям, отвергают их, жестоко наказывают за ошибки и не прощают. Будучи детьми, эти пациенты чувствовали себя недостойными, злыми, плохими и грязными – вместо того, чтобы понимать, что они нормальные дети, которые иногда плохо себя ведут.
  4. Семейная среда подавляет. Семейная среда подавляет потребности и чувства ребёнка. В таких семьях обычно существуют негласные правила о том, что ребёнку позволено, а что не позволено говорить или чувствовать. Ребёнок получает послание: «Не показывай, что ты чувствуешь. Не плачь, когда тебе больно. Не сердись, когда кто-то плохо обращается с тобой. Не проси о том, чего тебе хочется. Не будь уязвимым или искренним. Просто будь таким, каким тебя хотят видеть». Эпизоды выражения ребёнком эмоциональной боли, особенно грусти и гнева, часто приводят родителей в ярость, и они наказывают ребёнка или оставляют его.

Авторы: Джеффри Янг, Джанет Клоско, Марджори Вайсхаар.

, , , , , , , , , , ,