Эмпатия является важной способностью психики человека. Благодаря эмпатии мы можем сопереживать, ставить себя на место другого и чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека.
При психических расстройствах, например, при шизофрении, происходит нарушение эмпатии. Больной не понимает, что может почувствовать другой человек в различных ситуациях, у него отсутствует эмоциональное сопереживание, сочувствие.
При пограничном расстройстве личности эмпатия может усиливаться несмотря на нарушение межличностного функционирования.
Такое состояние называется «парадокс пограничной эмпатии» (Franzen et al., 2011; Krohn, 1974, Dinsdale, 2013).
В целом, заметить какие либо нарушения при ПРЛ бывает крайне сложно «при нерегрессивных состояниях, ощущение реальности пациентов в полном порядке, и они не выглядят особо «больными», они часто могут представить себя таким образом, что вызывают эмпатию терапевта. «Воспринимаемая компетентность» может быть одной из причин того, что пограничное расстройство личности упускается из виду или неправильно диагностируется» (Мак-Вильямс, 1998).
Опираясь на терапевтические взаимодействия с пограничными пациентами, психоаналитик Алан Крон (1974) впервые выявил парадоксальную природу эмпатии.
Люди с ПРЛ имеют сверхъестественную чувствительность к подсознательному ментальному содержанию и состояниям других людей, несмотря на их неспособность последовательно интегрировать такую информацию в устойчивые представления о себе и других, которые являются основополагающими для здорового межличностного функционирования.
Было проведено значительное исследование гиперчувствительности пациентов с ПРЛ к лицевым сигналам; их результаты в тесте «чтение разума в глазах» могут быть лучше, чем обычно, создавая у врачей впечатление, что их пациенты лучше других обладают эмпатией( «парадокс пограничной эмпатии»; Dinsdale & Crespi, 2013).
Both Krohn (1974) and Carter and Rinsley (1977) выявили, что повышенная эмпатическая чувствительность развивается у «пограничного» ребенка в ответ на небрежное воспитание.
Ребенок развивает повышенную чувствительность к поведенческим чертам, указывающим на психическое состояние родителя (Carter & Rinsley, 1977). Linehan (1993) также предположила, что люди с ПРЛ характеризуются повышенной чувствительностью и остро реагируют на эмоциональные сигналы, особенно сигнализирующие об отказе или отвержении в межличностных отношениях. Предполагается, что происхождение этой повышенной чувствительности является биологическим. Жестокое обращение с детьми и отсутствие заботы, о которых часто сообщают в случаях ПРЛ, усугубляет врожденную эмпатическую чувствительность, но такая чувствительность сочетается с отсутствием понимания смысла и мотивов поступков людей.
Если психотерапевт сможет искренне принимать этих клиентов такими, какие они есть, и сообщать об этом через эмпатию и заботу, это обеспечит пограничных клиентов веским доказательством того, что они могут быть приняты, даже когда известны их самые страшные тайны ( Beck A., Freeman, 1990). Через принятие и понимание со стороны психотерапевта у людей с ПРЛ возможно улучшение в понимании себя, своих поступков, а так же понимание и сопереживание по отношению к другому человеку.
Литература:
Natalie Dinsdale. «The Borderline Empathy Paradox: Evidence and Conceptual Models for Empathic Enhancements in Borderline Personality Disorder». 2013.