Несуицидальное самоповреждение у подростков

При несуицидальном самоповреждении подросток может неоднократно наносить мелкие, но болезненные повреждения на поверхности своего тела. Такое поведение должно быть дифференцировано от суицидального поведения, которое иногда может сосуществовать наряду с самоповреждением у одного и того же человека. Чаще всего целью самоповреждающего поведения является снижение негативных эмоций, таких как эмоциональное напряжение, беспокойство и самообвинение, и /или устранение межличностных трудностей. В некоторых случаях травмирование воспринимается как самобичевание. Подростки , прибегающие к самоповреждению, часто сообщают о немедленном ощущении облегчения. Частые самоповреждения могут быть связаны с чувством вожделения и крайней необходимостью, в результате чего подобная модель поведения схожа с зависимостью.

До недавнего времени несуицидальное самоповреждение в первую очередь ассоциировалось с нарушениями развития и питания, а также пограничным расстройством личности. Однако значительный процент подростков и молодых людей, которые совершают самонаправленные повреждающие действия, не обязательно соответствуют критериям депрессивного или тревожного расстройств, расстройств пищевого поведения или употребления психоактивных вещество или других основных психических расстройств. Но на самом деле несуицидальное самоповреждение представляет собой весьма распространённый неспецифический  психиатрический симптом, который можно обнаружить во множестве расстройств, а также у подростков без специфического психиатрического диагноза. Такое поведение , как кажется, более целесообразно понимать в функциональных терминах, чем в качестве отдельного диагноза. Недавние популяционные исследования показали, что одна треть подростков в Соединенных Штатах занимается каким-либо видом несуицидального самоповреждения, начиная обычно примерно в 13 или 14 лет, с явным преобладанием среди женского пола.

Субъективное переживание несуицидального самоповреждения в подростковом возрасте

Аффективные состояния

Самоповреждающее поведение служит как внутриличностным, так и межличностным функциям. Его основное предназначение, по-видимому , регулирование эмоций и управление тревожными мыслями.  Экспериментальные данные подтверждают регулирующий аспект диагностированного несуицидального самоповреждения ( Zetterqvist, Lundh, Dahlstrom, Svedin, 2013). Несуицидальное повреждение чаще всего функционирует временно, т.е. используется, чтобы смягчить невыносимые негативные эмоции, такие как тревога, депрессия, гнев, фрустрация, чувство вины, стыда или даже чувство «мертвости». Этим действиям предшествуют интенсивные негативные эмоции, и эти акты приводят подростков к уменьшению негативных эмоций, а также к чувству спокойствия и облегчения. Они также могут помочь подросткам обрести чувство контроля, изменить их тревожные или суицидальные мысли или остановить диссоциативные переживания. Некоторые сообщают, что их повреждения работают как форма самонаправленного гнева или самонаказания. Несуицидальное самоповреждение может выполнять множество других функций, таких как желание влиять на других, привлечение внимания или выражение физического проявления эмоционального стресса, но каждая из них имеет отношение только к меньшинству подростков, которые себя травмируют.

Паттерны отношений

Для подростков самоповреждение может служить межличностным функциям. Действия подростком могут вызвать позитивное подкрепление в виде внимания со стороны других, хотя многие из них предпочитают наносить себе повреждения приватно и ее сообщать другим. Самоповреждение также может помочь подростку избежать сложных социальных ситуаций. Угроза самоповреждения может привести к тому, что взрослые или сверстники уменьшат межличностное давление или перестанут пытаться заставить подростка выполнить домашние задания, рутинную работу и прочие задачи.

Такие межличностные функции могут поставить терапевтический альянс под угрозу. Клиницисты могут ощущать ряд негативных реакций в отношении подростков , имеющих самоповреждающие наклонности. Они могут воспринимать их как тех, кто манипулирует, привлекает к себе внимание или играет а игру. Стоит помнить, что импульсивное самоповреждение у подростков обычно связано с эмоциональной болью, а не со злым умыслом и что подросток нуждается в более эффективных методах, чтобы компенсировать влечение к самоповреждениям. Для того чтобы понять несуицидальное самоповреждение, требуется , чтобы клиницисты рассматривали как внутриличностные , так и межличностные функции. Терапевт  должен принять позицию вежливого любопытства, чтобы завоевать доверие подростка и установить дух сотрудничества. Заключение должно быть сосредоточено на истории самоповреждений, ее текущих проявлениях и в особенности на ее функциях.

Было предложено несколько стратегий для снижения самоповреждаюего поведения, в том числе навыки безоценочного осознанного наблюдения, глубокие дыхательные упражнения, использование льда на запястье для физического отвлечения внимания, разговор с другом о своих чувствах и физические нагрузки. Для снижения поведения также необходимо помочь подросткам улучшить их эмоциональный язык и другие навыки общения. Важно также улучшить способность к решению проблем, так как у подростков, занимающихся самоповреждением, часто бывают с этим трудности. Привлечение семьи в процесс лечения и в качестве поддержки имеет решающее значение, учитывая, что недостаточное общение с членами семьи связано как с несуицидальным, так и с суицидальным поведением у подростков. Улучшение понимания семьи о мотивах самоповреждения  подростка может быть полезным для уменьшения конфликтов. В дополнение семье может быть также полезно улучшить коммуникативные навыки и умение слушать.

Источник: Линджари В., Мак-Вильямс Н. Руководство по психодинамической диагностике. 2019.

, , , ,