В словесной иронии мы часто передаем значения, противоположные буквальным словам. Чтобы понять эти слова, нам нужно объединить взгляды на себя, других людей и их представления о нас. Пациенты с пограничным расстройством личности (ПРЛ) испытывают проблемы с социальным познанием и определением иронии в контексте межличностного взаимодействия.
Психопатология пограничного расстройства личности (ПРЛ) проявляется в социальном взаимодействии. В соответствии с этим исследования ПРЛ все больше фокусируются на выводах, которые люди делают из этих взаимодействий, так называемом социальном познании. Одной из многочисленных концепций в области социального познания является ментализация. Она включает в себя неявное и явное понимание себя и других и развивается в раннем социальном взаимодействии на протяжении всего детства. Теория, основанная на ментализации, предполагает, что ошибочное развитие ментализации способствует ПРЛ. В благоприятной обстановке воспитатель показывает ребенку, что его воспринимают как намеренное существо, эмпатически отражая выраженное душевное состояние ребенка (например, плач). Это помогает ребенку усвоить согласованное представление о себе и других. Кроме того, лица, осуществляющие уход, предоставляют демонстративные сигналы (например, поворот или соответствующий зрительный контакт), чтобы показать, что они сообщают социально значимую информацию. Это способствует многогранному доверию, которое представляет собой общее предположение о том, что информация, которую мы получаем от других, является точной, надежной и личностно значимой. Доверие гарантирует нам, что нас не намеренно дезинформируют, и позволяет нам интегрировать информацию в наши знания о мире. История жестокого обращения и пренебрежения может способствовать недоверию к общению с другими у людей с ПРЛ, что может затруднить контакт. Люди с ПРЛ могут чрезмерно интерпретировать враждебные мотивы, когда их нет. Эта форма «гиперментализации» сохраняет и продлевает межличностные конфликты.
Чтобы справиться со сложностью общения, мы должны не только доверять предоставляемой нам информации, но и время от времени не доверять ей. Ярким примером является вербальная ирония, при которой высота голоса или несоответствующий контекст предполагают, что говорящий имеет в виду противоположное буквальным словам.
Нарушения в понимании иронии были в основном продемонстрированы при аутизме и в контексте конкретизации при шизофрении. У людей с ПРЛ могут возникнуть трудности с решением, какой информации доверять в иронии. В соответствии с описанием ПРЛ как ‘границы’ между психозом и неврозом, люди с ПРЛ проявляют шизотипические черты и /или психотические симптомы, что говорит об определенных языковых дефицитах.
В иронии есть две причины неправильного толкования: неспособность распознать намерение говорящего и выбор буквального значения. Первая причина тесно связана с ментализацией. Ирония требует распознавания намерения, скрытого за буквальными словами.
Люди с ПРЛ склонны чрезмерно интерпретировать социальные сигналы. Простое обнаружение эмоций, по-видимому, сохраняется при ПРЛ. У них возникают трудности, когда необходимо явно сравнивать несколько точек зрения. Понимание иронии требует гибкого переключения между ними, которые, по-видимому, сложнее для людей с ПРЛ.
Тем не менее, даже полная способность сравнивать психические состояния не обязательно гарантирует, что утверждение будет воспринято как ироничное. Ирония явно оставляет намерение говорящего двусмысленным и оставляет пространство для интерпретации. Люди, которые склонны воспринимать других как нечестных, могут решить игнорировать иронию, независимо от их способности делать выводы о психических состояниях. Многие люди с ПРЛ склонны интерпретировать поведение других людей как агрессивное и враждебное, а нейтральные лица — как менее заслуживающие доверия. Это ставит их в порочный круг повторного переживания травмирующих отношений. Негативные предубеждения при ПРЛ имеют тенденцию развиваться именно перед лицом неоднозначных стимулов.Препятствием для людей с ПРЛ является двусмысленность намерения, которое отражается в иронии. Точно так же, как ирония формирует чувство сговора у тех, кто ее понимает, непонимание человека с ПРЛ может вызвать у него чувство отчуждения.
Ирония может травмировать человека с ПРЛ и восприниматься как издевательство или что-то злонамерное, неприятное. Люди с ПРЛ нередко могут чувствовать боль, обиду и непонимание, когда слышат ироническое высказывание, ощущать , что человек не любит или намерен уйти. Далее может случиться катастрофизация ситуации , а как итог конфликт или, даже, расставание. Поэтому так важно обучать людей с ПРЛ пониманию смысла слов и действий окружающих.
Согласование слов с намерением с позой, выражением лица может послужить четкой основой для изучения себя и других в языке.
Тренировать понимание намерений и иронии, исходящих от других людей можно с помощью просмотра фильмов и их обсуждения, а так же с помощью тренировки ментализации в процессе терапии.
Источник:
- Бейтман Э.У., Фонаги П. Лечение пограничного расстройства личности с опорой на ментализацию. – М.: «Институт общегуманитарных исследований», 2014. – 248 с.
- Обнаружение иронии у пациентов с пограничным расстройством личности: экспериментальное исследование, изучающее шизотипические черты, отклонения в ответах и эмпатию. Anne Katrin Felsenheimer, Carolin Kieckhäfer. [Электронный ресурс]:
https://bpded.biomedcentral.com/articles/10.1186/s40479-022-00194-w
Автор: клинический психолог, Екатерина Тарасова.