Главная Забота о себе Статьи Инвалидация и извинения со стороны близких человека с пограничным расстройством личности.

Инвалидация и извинения со стороны близких человека с пограничным расстройством личности.

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) характеризуется эмоциональной нестабильностью, напряженностью, гневливостью, импульсивностью, саморазрушительными отношениями. Проблемы, связанные с собой и окружающими, кажутся более серьезными у пациентов с ПРЛ по сравнению с пациентами, у которых диагностированы другие расстройства личности.
Нарушение межличностного функционирования является еще одной ключевой чертой ПРЛ. Следствием проблем в отношениях с другими людьми может быть отчуждение, одиночество даже в окружении людей.
Одной из причин трудностей людей с ПРЛ в отношениях с окружающими является инвалидирующая среда. Давайте немного поговорим о ней.
Итак, инвалидация – это такая форма психологического насилия, при котором эмоции человека признаются неприемлемыми, иррациональными, неправильными. Инвалидация включает запрет на эмоции, чувства и на право просто быть собой. Инвалидизирующая среда характеризуется такими особенностями, как неоднократное сообщение человеку, что его переживания и чувства неверны и неточны.
Основательница диалектической поведенческой терапии, Марша Линехан, сама страдала ПРЛ и она описывает инвалидацию так:
«Инвалидирующее окружение – это такое окружение, в котором выражение индивидом своих эмоциональных переживаний сталкивается с переменчивыми, неадекватными и обостренными реакциями. Другими словами, чувства индивида не признаются или игнорируются его окружением; за ними часто следует наказание. Переживание болезненных эмоций, а также события, которые кажутся индивиду причиной его эмоционального дистресса, игнорируются. Интерпретации индивидом своего собственного поведения, включая переживание намерений и мотиваций, связанных с поведением, отвергаются. В любом случае личные переживания и эмоции индивида не считаются адекватными реакциями на события.
Инвалидирующее окружение обычно нетерпимо к проявлениям отрицательных эмоций, по крайней мере тогда, когда такие проявления не сопровождаются общественными событиями, санкционирующими соответствующие реакции. В целом такая позиция весьма напоминает ситуацию, когда утопающий должен сам себя вытащить за волосы – нужно только постараться, и ты все сможешь. Не смог – значит, не старался.
Окружающие, в том числе родители или другие лица, заботящиеся об индивиде, не только не признают его переживаний, но и нечувствительны к его потребностям.
Не признавая и игнорируя чувства ребенка, такое окружение не учит его определять личные переживания, включая эмоции. Ребенку говорят, что он должен контролировать свои эмоции, но не объясняют, как именно это делать. Это все равно что заставлять безногого ребенка ходить, не обеспечив его протезами.
Преуменьшая жизненные проблемы, окружение не учит ребенка переносить дистресс или ставить реалистичные цели и ожидания. Такое окружение не может научить ребенка, в каких случаях можно доверять своим эмоциональным и когнитивным реакциям как отражению правильных интерпретаций личных или ситуативных событий. Вместо этого ребенок учится отыскивать именно в окружении ориентиры, которые подскажут, как следует мыслить, чувствовать и действовать.
Люди, чувства которых инвалидируются, обычно или покидают свое окружение, или стараются изменить свое поведение таким образом, чтобы оно отвечало его требованиям; либо пытаются нейтрализовать воздействие окружения. Пограничное расстройство личности возникает в том случае, если индивид не может покинуть свое инвалидирующее окружение и не может изменить ни свое поведение, ни само это окружение, чтобы соответствовать его требованиям» [2].
Родители играют первостепенную роль в формировании эмоционального окружения детей и хроническая родительская инвалидация детских эмоций связана с последующими трудностями в регуляции эмоций. Разные литературные источники убедительно подтверждают идею о том, что путь передачи родительской инвалидности продолжается из поколения в поколение через трудности с регуляцией эмоций. Таким образом, нарушение регуляции эмоций может быть как причиной, так и механизмом инвалидации родителей [4].
Стоит отметить, что отказ от извинений или неэффективные извинения могут представлять собой форму родительской инвалидации, которая свидетельствует о том, что понимание ребенком собственных переживаний и эмоций является неточным и неправильным. Когда родители не могут извиниться, это может представлять собой хроническую инвалидацию.
Склонность родителей и их способность извиняться перед своими детьми после родительской ошибки является одним из малоизученных видов родительского поведения.
Извинение представляет собой сложный речевой акт, имеющий важные социальные последствия. Извинения обычно произносятся в ситуациях, когда человек совершает проступок. Иногда люди, которые признают свои проступки и извиняются, могут не включать элементы извинения, которые способствуют исцелению и исправлению. Частота принесения извинений благотворно сказывается на процессе прощения самих себя. Однако как переживание вины, так и принесение извинений достаточно тесно связаны с направленностью на мнение окружающих, а также некоторой зависимостью от них [1].
Причиной возникновения извинения является особое состояние сознания, сформировавшееся у человека под влиянием чувств вины и сожаления. Говорящий осуществляет осознанную попытку воздействовать на адресата, а именно повлиять на его отношение к произошедшему событию и привести его к такому психоэмоциональному состоянию, при котором адресат простит/извинит его. Первостепенная цель говорящего в коммуникативной ситуации извинения заключается в предотвращении или улаживании конфликта между партнерами по интеракции. Когда адресату причинен большой моральный или физический ущерб или же когда отношения с собеседником не имеют особой ценности для адресата, его речевое поведение может отличаться «деструктивным содержанием» − он не принимает извинение. Такая позиция неизбежно приводит к усугублению конфликта и нередко к прекращению отношений. Использование формул вежливости, в частности извинения, не является абсолютной гарантией бесконфликтного общения [3].
Учёный Ruckstaetter и его коллеги исследовали индивидуальные различия в склонности родителей извиняться перед своим ребенком. Результаты показали, что склонность к извинениям является важной мерой интереса в контексте воспитания, поскольку она была связана с большей родительской эмпатией и более надежной привязанностью между родителями и детьми. Adams-Clark и его коллеги расширили это исследование. Они выявили, что хотя матери признали свою родительскую ошибку и принесли извинения своему ребенку, извинение не приравнивалось автоматически к эффективному извинению, что предполагает необходимость лучше понять факторы, которые могут затруднить эффективное извинение [4].
Эффективное регулирование эмоций имеет решающее значение для эффективного и родительского поведения в целом, оно может быть особенно необходимо для извинений. Извинения часто происходят в высокоэмоциональных контекстах межличностного конфликта. Такие эмоционально заряженные ситуации могут вызывать угрожающие и неприятные эмоциональные переживания, которые влияют на склонность и способность эффективно извиняться. Например, некоторые исследования показывают, что более высокий уровень стыда может препятствовать извинениям. В контексте родительских ошибок родителям может потребоваться регулирование своих эмоций, чтобы приносить более эффективные извинения, а родители, испытывающие большие трудности с регулированием эмоций, могут проявлять менее эффективное поведение, связанное с извинениями [4].
Таким образом, инвалидирующая среда может дополнительно оказывать прямое влияние на извинения, так что люди, у которых не было родителей, демонстрирующих одобряющее родительское поведение, по-видимому, могут иметь меньшую склонность извиняться перед своими детьми или иметь меньше навыков в создании эффективных извинений.
Извинения в различных формах проявления могут как эффективно повлиять на коммуникацию с человеком с ПРЛ, так и разрушить общение. Нередко извинения у людей с ПРЛ провоцируют раздражения, они могут не верить, что близкий искренне хочет изменить обстановку. Но, отметим, что сам факт извинений даёт шанс на сохранение коммуникации. В восприятии человека с ПРЛ извинения со стороны родителя или другого близкого человека приближают его к пониманию того, что партнёр не идеален и может, как любой человек допускать ошибки. Нередко извинения способствуют обесцениванию партнёра. Для получения положительного эффекта от принесённых извинений, важно грамотно построить коммуникацию, с учетом индивидуального контекста взаимоотношений. Помочь в преодолении конфликта и непонимания может регулярная психотерапия, в том числе, семейная психотерапия, а так же использование модели SET-UP, описанная в книге Джерольда К. «Далекие близкие. Как жить с человеком с пограничным расстройством личности: эмоции, границы, конфликты».

Источники:

  1. Алтухова Л.В. Специфика вины и прощения в зависимости от готовности личности приносить извинения. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-viny-i-proscheniya-v-zavisimosti-ot-gotovnosti-lichnosti-prinosit-izvineniya/viewer
  2. Линехан, Марша М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности / Марша М. Лайнен. — М.: «Вильямс», 2007. — 1040с.
  3. Туфанова Ю.В. Когнитивно-прагматический аспект коммуникативной ситуации извинения. [Электронный ресурс]: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivno-pragmaticheskiy-aspekt-kommunikativnoy-situatsii-izvineniya/viewer
  4. Direct and indirect associations among mothers’ invalidating childhood environment, emotion regulation difficulties, and parental apology. [Электронный ресурс]:https://bpded.biomedcentral.com/articles/10.1186/s40479-022-00191-z

Автор: клинический психолог, основатель информационного портала «Пограничное расстройство личности», Тарасова Екатерина.

, , ,