История: «Моя сестра очень опасна на дороге. Каждый раз, когда она садится за руль, она чуть не попадает в аварию. Она наезжает на бордюры или царапает кусты. Она выезжает на встречную полосу, даже не глядя по сторонам, а когда люди пытаются её учить или наставлять, она кричит на них. В последний раз, когда я ехал с ней за рулём, была ночь. Она выехала прямо на встречную полосу. Я закричал и она запаниковала. Единственная причина, по которой нас не сбили, заключалась в том, что другая машина вовремя остановилась. Моя сестра резко свернула вправо, съехав с дороги на тротуар и в траву. Если бы там был пешеход, она бы кого-нибудь сбила. Затем она в ярости выехала обратно на встречную полосу. Она пересекла три полосы движения, чтобы оказаться позади машины, которая чуть не сбила нас. Она начала преследовать их и несколько раз посигналила им. Это было чрезвычайно агрессивно, а они даже ничего не предприняли. Это опасное поведение людей с ПРЛ?» [1].
Дорожная ярость охватывает различные формы агрессивного поведения водителя транспортного средства, которые, по-видимому, выходят далеко за рамки предполагаемого правонарушения. Эти формы поведения варьируются от криков и поругания другого водителя до использования оружия, в том числе транспортного средства, для нанесения ущерба жертве или транспортному средству жертвы.
Ярость на дороге можно описать как совокупность мыслей, эмоций и поведения, возникающих в ответ на предполагаемую неоправданную провокацию во время вождения. Ярость на дороге также может быть определена как поведение за рулем, которое ставит под угрозу или потенциально ставит под угрозу окружающих и сопровождается преднамеренными актами агрессии по отношению к окружающим, негативными эмоциями во время вождения и склонностью к риску. Интересно, что один автор предложил признать дорожную ярость настоящим психологическим расстройством и обозначить ее как “расстройство дорожной ярости”.
Распространенность агрессии на дорогах.
Распространенность агрессии на дорогах изучена относительно слабо, но данные доступны по нескольким канадским исследованиям. Согласно результатам канадского телефонного опроса 1395 человек, 31,7% сообщили, что кричали или ругались на другого водителя, а 2,1% сообщили, что угрожали причинить вред кому-либо или повредить транспортное средство. В другом канадском исследовании, в котором приняли участие более 2500 взрослых, доля тех, кто в течение 12 месяцев признавался, что кричал на другого водителя, составила 32 процента, доля тех, кто угрожал другому водителю, — 1,7 процента, а доля тех, кто пытался повредить или действительно повредил транспортное средство другого водителя, — 1,0 процента. В канадском исследовании, в котором приняли участие почти 2500 взрослых, исследователи обнаружили, что на долю тех, кто часто устраивает скандалы на дорогах, пришлось пять процентов участников.
Факторы окружающей среды/непсихологические факторы.
Ряд факторов окружающей среды или непсихологических факторов может способствовать возникновению агрессии на дороге. К ним относятся большее количество километров, проезжаемых в день и загруженные дороги; наличие огнестрельного оружия и интенсивность дорожного движения. К другим факторам могут относиться также агрессивные внешние раздражители в виде рекламных щитов и вывесок.
Общие психологические факторы.
Ряд неспецифических психологических факторов также может способствовать ярости на дороге. К ним относятся тенденция вытеснять гнев и возлагать вину на других, а также неблагодарные и стрессовые ситуации на работе. Несколько авторов также подчеркнули роль высокого уровня общего стресса, а также напряженность современной городской жизни.
Пограничное расстройство личности и опасное вождение автомобиля.
Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — это дисфункция психики человека, которая, по-видимому, создает соответствующие предпосылки для ярости на дороге. Это расстройство характеризуется импульсивностью (например, неосторожным вождением), периодической интенсивной дисфорией, неуместно сильным гневом, трудностями с контролем гнева и преходящими параноидальными идеями. Кроме того, в ряде оценок ПРЛ есть подкритерий неосторожного вождения, связанного с ним поведения, которое обычно находится в центре общего исследования других типов импульсивности (например, переедания, сексуальной импульсивности). Безрассудное вождение является потенциально значимым клиническим признаком ПРЛ.
В нескольких исследованиях изучалась взаимосвязь между безрассудным и / или агрессивным вождением, особенностями, вероятно, связанными с яростью на дороге при ПРЛ. В исследовании 1994 года Лекс и соавторы обследовали 33 заключенных женщины и обнаружили связь между антисоциальным поведением, ПРЛ и вождением в нетрезвом виде. В канадском контролируемом исследовании 2005 года ученые обнаружили, что лица с ПРЛ значительно чаще попадали в аварии со смертельным исходом среди молодых мужчин-водителей. В другом исследовании 2005 года Мальта и соавторы обнаружили, что по сравнению с неагрессивными водителями , у агрессивных водителей чаще выявлялись расстройства личности кластера В (ПРЛ). Согласно шкале пограничной личности PDQ-4,ПРЛ были значительно более распространены среди участников с дорожной яростью, чем у участников без дорожной ярости (24.8% против 9,8%). Кроме того, по сравнению с теми, у кого не было дорожной ярости, те, у кого была дорожная ярость, сообщили о статистически значимо большем количестве различных видов нарушений правил вождения, включая нарушения при движении, а также о приостановлении действия водительских прав. Эти последние данные подтверждают, что люди с дорожной яростью, как правило, являются безрассудными водителями. Подводя итог этим исследованиям, отметим, что они указывают на возможную связь между опасным вождением и ПРЛ [2].
Для минимизации рисков, связанных с вождением автотранспортного средства при ПРЛ, решающее значение имеет оказание поддержки и соответствующее лечение. Некоторые стратегии снижения рисков и повышения безопасности включают:
- Участие в терапии: основанные на фактических данных методы лечения, такие как диалектическая поведенческая терапия (DBT) доказали свою эффективность в лечении симптомов ПРЛ, включая импульсивность и эмоциональную дисрегуляцию.
- Создание плана безопасности. Разработка плана безопасности совместно со специалистом в области психического здоровья может помочь людям с ПРЛ распознать триггеры, разработать стратегии преодоления и определить источники поддержки во время кризисов., разработка безопасных стратегий вождения автомобиля.
- Поощрение открытого общения. Открытое и честное общение с близкими и специалистами в области психического здоровья имеет важное значение для лечения симптомов ПРЛ и устранения любых потенциальных рисков, связанных с опасным вождением.
В целом, безрассудное вождение автомобилистов с ПРЛ может привести к гибели и инвалидизации участников ДТП. Кроме того, пациенты с ПРЛ часто сообщают, что езда на большой скорости приносит яркие эмоции, «адреналин» и это захватывает. Нарушение правил скоростного режима часто приводит к штрафу в лучшем случае или к ДТП со смертельным исходом, поэтому так важно говорить об этом со страдающими ПРЛ пациентами на индивидуальной психотерапевтической сессии. Обсуждение опасного поведение на дорогах со стороны людей с ПРЛ и предложение им стратегий альтернативного, более безопасного получение адреналина и выражение ярости поможет сохранить жизнь участникам дорожного движения. Разрабатывая стратегии адаптивного поведения, мы оберегаем пациентов с ПРЛ и других автомобилистов, пешеходов от гибели на дорогах. Грамотное вождение автомобиля требует особых навыков саморегуляции, в связи с этим важно обучаться навыкам стрессоустойчивости в процессе вождения, а так же не бояться брать дополнительные занятия у инструктора по вождению для того, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь окружающих. Важно уделять теме неосторожного вождения автомобиля особое внимание на сеансах индивидуальной психотерапии.
Источники:
1.https://www.reddit.com/r/BPDlovedones/comments/ziv5q0/does_bpd_make_you_a_bad_driver/?rdt=61950
2. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2922361/
Автор: клинический психолог, Екатерина Тарасова.