Несуицидальное самоповреждение (НС) определяется как намеренное и повторяющееся причинение себе вреда без видимого намерения умереть. НС включает в себя порезы, царапины или прижигание собственных тканей, а также удары или толчки предметами с достаточной силой, чтобы вызвать синяки или кровотечение. По оценкам, глобальная распространённость НС среди подростков составляет от 16 до 17% и достигает 23% в течение жизни, с пиком распространённости в возрасте от 15 до 17 лет, за которым следует снижение в молодом возрасте. НС у подростков имеет значительные последствия, выходящие за рамки непосредственного влияния на психическое здоровье, включая увеличение расходов на здравоохранение и экономику, потерю производительности, повышенную заболеваемость и смертность, и является важным фактором, предсказывающим последующие попытки самоубийства.
Многие биологические и неврологические модели утверждают, что НС служит для регуляции эмоций и стресса (внутриличностные функции). Однако, существуют также межличностные социальные функции, такие как влияние на поведение других людей или отношения человека с другими людьми, которые, как предполагается, являются основными функциями НС. Люди с ПРЛ часто использует НС в качестве немедленного механизма преодоления негативных эмоций.
Внутриличностные и межличностные триггеры НС.
Однако вопросу о том, что в первую очередь вызывает или провоцирует НС не уделялось много внимания. Исследования показали, что у тех, кто совершает НС более выражены негативные внутриличностные состояния, такие как воспринимаемый стресс или негативные эмоции и они достоверно предсказывают желание совершить НС, что приводит к последующим действиям. Однако, эта взаимосвязь не так очевидна в отношении межличностных триггеров, таких как отвержение, социальный конфликт или критика. Некоторые исследования подтверждают идею о том, что межличностные события наряду с внутриличностными факторами, такими как регуляция эмоций или стресса, часто провоцируют НС. Однако сравнительное влияние внутриличностных и межличностных триггеров не изучалось напрямую, особенно у подростков.
Негативные события из реальной жизни и социальных сетей.
Другим важным аспектом, который остаётся недостаточно изученным, является различие между триггерными событиями, происходящими в реальной жизни, и событиями, происходящими на платформах социальных сетей. Социальные сети обычно определяются как цифровые платформы, способствующие социальному взаимодействию. К ним относятся различные инструменты, в том числе сайты и приложения социальных сетей, такие как Facebook, Instagram и X (ранее Twitter); сервисы обмена сообщениями, такие как WhatsApp; онлайн-форумы и сообщества, такие как Reddit; и платформы для обмена видео, такие как YouTube и TikTok. Контент, распространяемый в социальных сетях, часто содержит изображения, которые могут усиливать тягу к самоповреждению и приводить к самоповреждающему поведению. Качественные исследования показывают, что просмотр изображений, связанных с самоповреждением (например, ран, крови, бритв) в социальных сетях усиливает тягу к самоповреждению, что подтверждается тщательно контролируемыми лабораторными исследованиями. Недавний обзор 15 исследований о влиянии просмотра изображений с причинением себе вреда в интернете или социальных сетях показал, что, хотя в некоторых исследованиях сообщалось о положительном эффекте, более распространённым был негативный эффект. Таким образом, социальные сети представляют собой потенциальный внутриличностный триггер, поскольку чтение текста или просмотр изображений может усилить негативные эмоции и/или побуждения к НС.
Поскольку социальная жизнь и общение всё чаще происходят в социальных сетях, там же часто происходят и негативные межличностные события. Быстрое развитие технологий в сочетании с повсеместным использованием социальных сетей молодёжью, для которой эти платформы стали центром взаимодействия и отношений вызывает серьёзную обеспокоенность по поводу влияния социальных сетей на психическое здоровье подростков. За пределами социальных сетей было обнаружено, что негативные события в повседневной жизни действительно усиливают негативные эмоции или стресс, и, что особенно важно, побуждают к НС. Однако, остаётся неясным, оказывают ли негативные события, происходящие в реальной жизни или в социальных сетях сопоставимое влияние на эмоции или стресс и побуждают ли они к НС в повседневной жизни людей, которые участвуют в НС, особенно среди современной молодёжи, активно использующей социальные сети.
Источник:
https://bpded.biomedcentral.com/articles/10.1186/s40479-025-00280-9
Перевод: клинический психолог, Екатерина Тарасова.