Главная Забота о себе Статьи Онлайн-психотерапия для подростков с пограничным расстройством личности.

Онлайн-психотерапия для подростков с пограничным расстройством личности.

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) — это сложное психическое расстройство, характеризующееся нестабильным самоощущением, эмоциональной дисрегуляцией, импульсивностью и трудностями в межличностных отношениях (Американская психиатрическая ассоциация, 2013). ПРЛ часто ассоциируется с низким качеством жизни, нарушением социального и профессионального функционирования и повышенным риском самоповреждения и самоубийства. Несмотря на то, что большинство исследований и лечения ПРЛ ориентировано на взрослое население, типичное начало ПРЛ начинается в подростковом возрасте. Эпидемиологические исследования показывают, что распространенность ПРЛ среди общего подросткового населения составляет примерно 3% (Гийом Ж.М., Буассель Л. и др.), в то время как распространенность в клинических условиях колеблется от 11% в амбулаторных клиниках до 76% подростков, склонных к суициду, обращающихся в отделения неотложной помощи (Гринфилд Б., Генри М., Шиффлер Т. и др.). Действительно, признаки ПРЛ являются одним из самых надёжных факторов, предсказывающих членовредительство и суицидальные наклонности у подростков. Исследования показывают, что со временем болезнь становится более хронической, а эффективность лечения снижается. Напротив, было доказано, что раннее вмешательство при ПРЛ снижает тяжесть и продолжительность связанных с ним проблем, поскольку черты ПРЛ у подростков значительно более гибкие, чем во взрослом возрасте, что указывает на ключевой период развития, когда можно предложить раннее вмешательство.
Несмотря на то, что раннее вмешательство при ПРЛ считается приоритетной областью в сфере психического здоровья, часто существуют барьеры, препятствующие доступу к надлежащему лечению. К распространённым барьерам относятся финансовые трудности, жёсткость и интенсивность программ лечения, временные ограничения и географические барьеры (например, поездки в сельскую местность). Хотя такие препятствия для доступа к лечению, вероятно, распространены независимо от возраста, подростки с ПРЛ могут находиться в особенно невыгодном положении. Например, подростки значительно более ограничены в своей самостоятельности и финансовых возможностях, чтобы самостоятельно организовать терапию, и, как правило, полагаются на помощь внешних систем поддержки (например, семьи). Кроме того, способность оказывать такую помощь может значительно различаться в разных семьях. Действительно, исследования показали, что только 10–36% подростков с психическими заболеваниями обращаются за помощью в службы охраны психического здоровья (Пфайффер С. и др.). Кроме того, среди тех, кто получает лечение, высок процент отсева — от 28 до 75%, причём большинство прекращает лечение после первых нескольких сеансов (де Хаан А.М., Бун А.Е. и др.). Важно отметить, что препятствия на пути к лечению были определены как значимый фактор, способствующий отказу от лечения. Таким образом, существует очевидная необходимость в разработке более доступных и эффективных научно обоснованных методов лечения ПРЛ у подростков, таких как онлайн-терапия.

Онлайн-терапевтические вмешательства все чаще применяются в сфере психического здоровья как способ снизить барьеры для получения медицинской помощи. Эти вмешательства представляют собой более экономичную, гибкую и доступную альтернативу очной терапии. Это, в свою очередь, может повысить уровень удержания пациентов на терапии, на который в противном случае мог бы повлиять недостаточный доступ к лечению. Таким образом, онлайн-вмешательства могут быть особенно полезны для подростков, особенно для тех, кто живет в сельской местности, где могут существовать более серьезные барьеры для доступа к традиционным вмешательствам. Важность контакта с психотерапевтом при онлайн-психологическом лечении широко признаётся (Андерссон и Титов, 2014). Необходимость межличностного контакта с помощью телемедицины, наряду с онлайн-самостоятельными вмешательствами при ПРЛ, была отмечена и предложена в качестве средства устранения барьеров, препятствующих доступу к лечению, а также для предоставления клиентам возможности контакта с психотерапевтом. В процессе одного из исследований было обнаружено, что онлайн-интервенции с участием психотерапевта также имеют ряд преимуществ для подростков, таких как повышение вовлечённости благодаря знакомству с онлайн-платформами и ощущение большей конфиденциальности.

Онлайн-психотерапия это прекрасная возможность получить терапию, в том числе диалектическую поведенческую терапию (DBT), которая является терапией первого выбора при ПРЛ. И хотя многие врачи-психиатры склоняются к тому, что именно медикаментозную помощь нужно получать только очно и это, на мой взгляд, абсолютно верно. Онлайн можно получать консультации и психотерапию у психологов и DBT- терапевтов. Получение помощи онлайн для людей, проживающих в отдаленных районных центрах и селах дает шанс на благоприятную адаптацию большего количества нуждающихся пациентов. Своевременная помощь, безусловно, будет влиять на дальнейший позитивный прогноз протекания личностного расстройства. Таким образом, психотерапия-онлайн значительно повышает качество жизни подростков и их семей, помогает преодолеть симптомы ПРЛ и вселяет надежду на дальнейшее благополучие.

Источник: https://bpded.biomedcentral.com/articles/10.1186/s40479-025-00281-8

Содержание и перевод: клинический психолог, Екатерина Тарасова.

, , , , ,