Симптомы пограничного расстройства личности (ПРЛ) часто обостряются, когда человек становится родителем. Родительство требует особых ресурсов, возможностей, психических и физических сил. Нередко матерям с ПРЛ бывает трудно воспитывать своих детей. О проблеме материнства у людей с ПРЛ нужно и важно говорить, поскольку у матерей часто возникает много сложностей с воспитанием детей.
Влияние ПРЛ на матерей.
Многие женщины с ПРЛ испытывают эмоциональную уязвимость до того, как становятся матерями и могут сталкиваться с повышенными трудностями при выполнении обязанностей по уходу за ребёнком, налаживанию здорового взаимодействия в раннем возрасте и реагирования на страдания ребёнка. Многие матери с ПРЛ сообщают, что воспитание детей является очень стрессовым, при этом некоторые матери испытывают сильное чувство вины и сожаления из-за того, как ПРЛ может повлиять на их воспитание и, в свою очередь, на их детей.
Некоторые матери с ПРЛ сообщают о трудностях, с которыми они сталкиваются при обеспечении стабильности в своей семье и удовлетворении базовых потребностей своих детей, таких как распорядок дня, жильё, финансы, питание и поддержка. Сильный страх быть брошенным, который часто испытывают люди с ПРЛ, может повышать вероятность сохранения нездоровых отношений из-за страха остаться в одиночестве. Эти факторы и склонность к сильным и переменчивым эмоциям могут привести к обострению конфликтов и нестабильности, что может создать стрессовую обстановку в перинатальный и послеродовой периоды — время, уже наполненное эмоциональными и физическими изменениями.
Некоторые матери с ПРЛ также сообщают о трудностях с установлением адекватных межличностных границ со своими детьми. Например, когда матери не могут справиться со своими эмоциями или переживаниями, они могут невольно обратиться к ребёнку за помощью, что приводит к смене ролей. Это может привести к дальнейшим осложнениям в отношениях между матерью и ребёнком. Например, некоторые матери сообщают, что дети проявляют чрезмерную заботу о безопасности матери, если становятся свидетелями её попыток причинить себе вред или самоубийства.
Некоторые матери с ПРЛ сообщали о трудностях в создании безопасной среды для своих детей, связанных с вопросами безопасности, такими как агрессивное поведение по отношению к младенцу, мысли или опасения о причинении вреда ребёнку или о том, что ребёнок может стать свидетелем попыток самоубийства. Иногда это приводило к изъятию ребёнка из под их опеки. Многие матери с ПРЛ сообщают о сильном чувстве вины, сожалении и стыде из-за того, как их поведение влияет на детей, что указывает на некоторую способность к рефлексии. Это чувство вины и стыда может сосуществовать с восприятием себя как плохих родителей, потенциально способствуя разрушению самоощущения и ещё больше снижая самооценку. Эта внутренняя борьба может повысить риск суицидального поведения, потенциально создавая замкнутый круг саморазрушительного поведения.
Фонаги и Бейтман предположили, что поведенческие особенности ПРЛ обусловлены тем, что у людей были дисфункциональные отношения с родителями, которые характеризовались непоследовательностью, бесчувственностью и обесцениванием. Это открытие согласуется с рассказами матерей с ПРЛ об их собственном воспитании. Почти все матери хотят сделать для своих детей всё, что в их силах, однако, их поведение во многом основано на их собственном родительском опыте. Матерям часто бывает сложнее удовлетворить некоторые потребности своих детей, чем другие, и на это влияет то, как они удовлетворяли/не удовлетворяли свои потребности в детстве.
Влияние ПРЛ на отношения с ребенком.
Начало жизни младенца, полностью зависящего от своих опекунов в удовлетворении физических и психологических потребностей, является важным периодом для социального, эмоционального и когнитивного (умственного) развития. Не имея физических возможностей приблизиться к своему опекуну, новорожденные используют другие способы коммуникации, такие как плач (а позже и другие звуки, улыбку и передвижение), чтобы приблизиться к нему и вызвать ответную реакцию. Это называется поведением, связанным с привязанностью. Для матерей с пограничным расстройством личности проявления стресса, такие как плач, часто являются невыносимыми, что может привести к эмоциональной дисрегуляции. В идеале, когда система привязанности младенца активируется, он привлекает внимание своего опекуна и получает последовательные реакции, учитывающие его потребности , что помогает ему понять, что его опекун будет доступен и отзывчив в будущем. Однако, в некоторых случаях матерям с ПРЛ, у которых, возможно, был подобный опыт, может быть сложно сохранять последовательные и чуткие эмоциональные и поведенческие реакции. Это может привести к тому, что матери будут ставить свои потребности выше потребностей детей, иногда игнорируя, преуменьшая или отвергая эмоции и переживания ребёнка. Такое несоответствие между потребностями ребёнка и реакцией матери может привести к усилению эмоциональных проявлений ребёнка, создавая замкнутый круг неудовлетворённых потребностей и эмоциональной напряжённости.
Со временем эти паттерны непоследовательной реакции могут закрепиться, оставляя ребёнка без центральной фигуры, которая могла бы поддерживать и упорядочивать его внутренний мир. Ожидая, что их опекун будет реагировать непоследовательно, дети могут чувствовать себя напуганными и одинокими. Постоянная непредсказуемость и бесчувственность в воспитании, которые можно наблюдать у некоторых матерей с ПРЛ, может негативно влиять на привязанность, повышая риск развития дезорганизованной привязанности, когда ребёнок инстинктивно стремится к безопасности и связи с родителем, но при этом боится его.
Влияние ПРЛ на развитие младенцев.
Дети с дезорганизованной моделью привязанности подвержены более высокому риску социальных и эмоциональных проблем, а так же последующей психопатологии. Когда дети испытывают эмоциональную заброшенность, им может быть трудно распознавать, понимать и обозначать собственные эмоции и эмоции других людей, и впоследствии они не могут приобрести необходимые навыки для управления стрессовыми ситуациями и возникающими эмоциями. Это может существенно повлиять на эмоциональную и поведенческую саморегуляцию развивающегося ребёнка.
Постоянное обесценивание может привести к тому, что ребёнок не будет считать свои эмоции правильными или настоящими, что приведёт к нестабильному самоощущению, когда ребёнок не доверяет своим внутренним переживаниям. Взаимодействие между матерью и младенцем устанавливает нормы общения с другими, поэтому опыт непонимания, игнорирования или провоцирования враждебности также может препятствовать развитию навыков общения у ребёнка. Исследования пограничного расстройства личности у матерей показали, что во многих случаях дети матерей с пограничным расстройством личности испытывают длительные трудности с поддержанием здоровых отношений. Было высказано предположение, что трудности с межличностными отношениями и эмоциональной регуляцией у лица, осуществляющего уход, передаются младенцу; то есть, дети матерей с пограничным расстройством личности часто отражают страдания своих матерей, их зависимость от других и страх быть брошенными и отвергнутыми, что может делать отношения с ними напряжёнными, а иногда и невыносимыми.
Неудивительно, что ранний опыт людей с ПРЛ часто совпадает с опытом их детей. Даже при самых благих намерениях матери с ПРЛ, которые сами чувствуют себя нуждающимися, часто испытывают трудности с удовлетворением потребностей своих детей и подвержены большему риску повторения моделей собственного воспитания со своими детьми. Учитывая эти трудности, раннее вмешательство в формате психотерапии необходимо для изменения ситуации как для матерей, так и для детей.
Источник:
https://bpded.biomedcentral.com/articles/10.1186/s40479-024-00269-w
Перевод: клинический психолог, Екатерина Тарасова.