- результат дисфункциональных когнитивных схем, сформированных на ранних этапах жизни (М.Лайнен);
- нарушение процесса переработки информации, в первую очередь эмоций (А.Ленге);
- мультифакторное (биопсихосоциальные модель нарушений при ПРЛ) нарушение психики, которое приводит к дезадаптации личности;
- социальные и культурные факторы (жизнь в семье, где преобладают нестабильные отношения);
- биологические причины (нарушение работы определенных зон головного мозга);
- результат ухудшения состояния предыдущих, менее патологических личностных паттернов (Т. Миллон);
нарушения взаимодействия биологических и социальных - факторов научения, влияющих на человека (М.Лайнен);
человек, который не смог полностью отделиться и обособиться (индивидуироваться) от своей матери или отца ( Э.Гринберг).
ПРЛ сильно влияет на структуру личности, на структуры восприятия реальности и реагирования на внешние события (А.Ленге).
В диалектической поведенческой терапии (ДПТ) ядром нарушения считается конституциональная эмоциональная дисрегуляция и недостаточная осознанность (Linehan 1993; Wupperman et al. 2008). По теории основанной на ментализации психотерапии (ОМП), ядром ПРЛ является дефицит развития способности к ментализации (Bateman and Fonagy 2004). Гандерсон и Лион-Рут (2008) видят в основе гиперинтенсивность межличностных отношений и небезопасные рабочие модели привязанности.
Сфокусированная на переносе психотерапия видит в основе пограничного расстройства личности диффузию идентичности.