Пограничное расстройство личности. Ресурсный центр
Главная » Статьи » Публикации

Возможности гештальт-терапии при работе с пограничными расстройствами личности

Авторы: Абдулова И. Г. , Доленко Г. Н.
В гештальт-подходе литературные данные о работе с пограничной личностью представлены довольно скудно [1]. Тем не менее, термин «пограничное состояние» существует в психиатрической терминологии уже более ста лет. Сначала это было довольно приблизительное понятие, которое употреблялось для описания состояния, балансирующего на грани между неврозом и психозом. «Невротик» – это условно психологически здоровый человек, у которого есть определенные переживания и кризисы, но он способен с ними самостоятельно справляться, и ему не нужно тратить неимоверные усилия на то, чтобы решать простые жизненные задачи. Он способен выдерживать неопределенность, широко и многозначно воспринимать реальность и выстраивать эмоционально близкие долгосрочные отношения с другими людьми. «Психотик» же – это человек, имеющий ряд определенных нарушений, время от времени впадающий в сумасшествие или находящийся в нем постоянно. Довольно часто психотик теряет связь с реальностью. Пограничное расстройство личности относится к заболеваниям психики, проявляющимся у большинства больных в резких перепадах настроения, склонностью к совершению импульсивных поступков, сложностью с выстраиванием нормальных взаимоотношений с окружающими. Люди с этой психопатологией нередко страдают от тревожных расстройств, депрессии, наркотической и алкогольной зависимости. При отсутствии лечения расстройство может привести к серьезным нарушениям психики и спровоцировать членовредительство и даже попытки суицида. Стоит отметить, что данная психопатология довольно трудно поддается диагностике, так как может протекать в различных формах. В настоящее время диагностика пограничных клиентов в основном строится на клиническом подходе. Такой подход основывается на выделении диагностических признаков- симптомов и отражен в современных классификаторах психических расстройств (МКБ и DSM) [2]. Первые симптомы обычно проявляются в детском и подростковом возрасте, реже в юношеском и после двадцати лет. Большинство психологов имеют дело с уже взрослыми «пограничниками», формы пограничных реакций которых сложились в зависимости от системы, к которой им приходилось приспосабливаться: в какой семье расти и какие адаптационные механизмы включать. Как возникает проблема пограничности? В течение первого года жизни ребенок находится в слиянии со своей матерью. Далее он начинает развивать свою способность к автономии и исследовать свои психологические границы. В возрасте около трех лет ребенок, как правило, начинает доказывать свое право на самостоятельность решений, на собственные желания и потребности, которые не зависят от воли взрослых, которые его окружают. Он убегает от матери и прибегает назад, снова и снова: он хочет быть отдельным, но не слишком отдельным. В идеале в этот период ребенок обучается тому, что любовь его родителей остается доступной все время, даже если он был непослушным. И если на данном этапе все идет неправильно, то возникают предпосылки для развития пограничного расстройства личности. Например, ребенок оказывается в состоянии материнской депривации [3] (может быть оставлен в одиночестве, им могут пренебрегать и т. д.). В этом случае, окружающий мир становится для ребенка враждебным и угрожающим. Если ребенок оказывается отделенным от матери до 3 лет, то у него развивается страх быть оставленным или отвергнутым. Если мать или отец не интересуются ребенком, у него развивается страх пренебрежения [4]. Если родители боятся чрезмерной автономии ребенка и слишком сильно его оберегают, то у него развивается страх лишиться своей индивидуальности. Во всех этих случаях у ребенка не будет возможности развить истинное переживание идентичности. Ребенок расценивает эту нездоровую ситуацию как нормальную, поскольку он не знает ничего другого. Если, к примеру, его мать алкоголик, то он будет считать это нормальным [3, 5]. Во многих семьях по различным причинам нарушается естественное развитие ребенка. Один из видов подобных семей – инфантильные родители, которые не способны выполнять родительские обязанности. Например, родители знают и выполняют определенные функции – купают, кормят и вовремя укладывают ребенка спать. Но, в то же время, они не обладают такими необходимыми навыками для воспитания здоровой личности, как безусловная любовь, принятие и поддержка. Чаще всего в семьях подобного типа родители перекладывают на ребенка ответственность за свои чувства, проблемы и неудачи. Таким образом, дети, будучи еще совсем маленькими, вынуждены вести себя как взрослые, то есть отказываться от своих детских нужд и потребностей и опекать, жалеть своих родителей, брать на себя ответственность за их эмоциональное состояние. Естественно, что, не побыв ребенком, невозможно стать взрослым по-настоящему. Такие дети, даже уже выросшие, при всем своем старании часто ощущают себя не способными справляться с различными жизненными сложностями. Бывают также и такие семьи, в которых ситуация прямо противоположная, где родители не заинтересованы в том, чтобы их дети взрослели. В подобных семьях мать воспитывает ребенка как малыша, сколько бы лет ему не было. Любые попытки роста и отделения от матери жестко пресекаются. При подобной модели воспитания независимость наказывается, и в результате дети долго остаются инфантильными, не способными повзрослеть. Таким образом, вырастает с виду взрослый, но обладающий детской психикой человек. Иногда в подобных семьях ребенок уходит в абсолютный протест, демонстрируя тотальную независимость, но в этом случае чаще всего эмоциональная связь с родителем теряется. Также немаловажным фактором в формировании пограничной личности может быть смена субъективной реальности в семье. Например, к ребенку применяется эмоциональное или физическое насилие, смена ролей в семье, деструктивный развод родителей и т. д. В норме для человека дом – это место безопасности, где он снимает маски, необходимые для успешного пребывания в социуме, и становится самим собой. Если дом становится местом угрозы и непредсказуемости, то неокрепшей детской психике очень сложно и практически невозможно с этим справиться. Чтобы каким-то образом адаптироваться и не сойти с ума, ребенок может справляться с ситуацией двумя способами. Первый способ – это принять тот факт, что, если его бьют и унижают, значит, есть за что, сам виноват. Вся последующая жизнь такого человека – заслуживание любви и доказательство себе, родителям и миру, что он имеет право на существование. Второй путь – это полностью отстраниться от своей семьи, изгнать ее из психики, из общения, из жизни. Оба пути создают другую реальность. Эта реальность позволяет каким-то образом выживать, обрести какое-то объяснение сложившейся ситуации, на которое можно опереться. Но в обоих случаях ребенок отказывается либо от себя настоящего, либо лишается родителей, опорных фигур в своей жизни [6]. Естественно, что такие люди в дальнейшем не смогут построить доверительные и эмоционально близкие отношения. Чаще всего отношения с людьми у них развиваются по одному и тому же сценарию. Ведь то, чего ребенок не дополучил в детстве, он хочет получать от своих партнеров. Это может быть внимание, забота, душевное тепло. Он может ожидать от партнера принятия, понимания, повышения самооценки, подчинения и т. д. Вроде бы нормальные человеческие желания, но ведь психика устроена таким образом, что мы выбираем себе таких же партнеров, как родители, то есть именно тех, от кого трудно, практически невозможно получить то, чего мы так хотим. Таким образом, человек создает себе такую же ситуацию, как в детстве, а потом героическими усилиями пытается из нее выбраться [7]. То есть пытается удовлетворить потребность, когда-то не удовлетворенную. Это и называется незавершенным гештальтом. С точки зрения гештальта человек с пограничным расстройством личности с трудом может осознать свою идентичность. Когда он неуравновешен или чувствует угрозу, то часто ведет себя деструктивно, что может проявляться в неконтролируемых вспышках агрессии. Его проблемы в отношениях представлены разнообразными нарушениями контакта. Пограничная личность может моментально переключиться от «я тебя люблю» к «я тебя ненавижу». Одним из ее примитивных защитных механизмов является расщепление восприятия окружающего мира на две полярности. Все вокруг – либо черное, либо белое, в сознании «пограничника» не существует никаких оттенков и полумер. Он очень недоверчив к своему окружению, в отношениях с другими людьми стремится к полному слиянию, но, когда партнер оказывается «не таким», проявляет злость и страх. Пограничник старается либо «подавить бунт» и взять чувства, мысли и поступки партнера под полный контроль, либо резко выходит из контакта. Ему всегда нужны гарантии. Это именно тот человек, который может манипулировать и интриговать, чтобы услышать от партнера необходимые слова. Очень важны для него в отношениях с близкими людьми понятия «всегда» и «никогда», например: «Я никогда тебя не брошу»; «Я буду рядом всегда». Любые перемены вызывают у «пограничника» панический ужас, практически непереносимый. Если же ему не дают необходимых гарантий постоянства или если партнер не может находиться с ним в полном слиянии, то у «пограничника» начинаются бурные аффекты, страх, тревога, потеря связи с партнером. В итоге – либо отделение, либо слияние [8]. Также для людей с пограничным расстройством характерны такие проявления, как поляризация (то есть неспособность воспринимать нюансы и многозначность), противоречивость и раздробленность, неспособность переживать и перерабатывать собственные чувства, стремление разрушать близкие отношения окружающих, размытость границ, склонность к психосоматике, захваченность аффектами, идеализация и обесценивание. Когда пациент с пограничным расстройством личности приходит к психотерапевту, он может говорить о таких симптомах, как тревога, нарушения сна, ощущение пустоты, депрессии. Отношения с окружающими у него всегда болезненные, почти всегда в них он позиционирует себя жертвой. Для «пограничников» характерно такое расстройство, как созависимость. Часто у людей с пограничным расстройством начинаются проявления аутоагрессии, такие, как зависимость, самоповреждения, суицидные попытки.
Литература
1. Хломов Д., Калитеевкая Е. Клинический подход в гештальт-терапии, Сб. МГИ, 2005. С. 31. 
2. Классификация в DSM и МКБ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.psyportal.net/864/klassifikaciya-vdsm-i-mkb/ (дата обращения: 18.11.2016). 
3. Абдулова И. Г., Доленко Г. Н. Особенности и последствия социальной депривации у детей // Проблемы современной науки и образования, 2015. № 11. С. 218-223. 
4. Доленко Г. Н., Абдулова И. Г. Проблемы феминизации в России // Проблемы современной науки и образования, 2013. № 4. С. 142-144. 
5. Сименс Х. Пограничные клиенты. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www/gestalt/sp/ru/what_is_gestalt/id105/ (дата обращения: 18.11.2016).
6. Млодик И. Ю. Карточный дом. Психотерапевтическая помощь клиентам с пограничными расстройствами. М.: Генезис, 2016. 317 с.
7. Мусихин А. Мужчина, женщина, грабли. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.b17.ru/article/muzhchina_zhenschina_grabli/(дата обращения: 18.11.2016). 
8. Лайнен М. М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. М.: Вильямс, 2008. 592 с. 
9. Сигитова Е. Терапия, основанная на ментализации в работе с пограничными расстройствами личности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sigitova.ru/mentalizaciya-624/ (дата обращения: 18.11.2016). 
10. Гингер С. Гештальт. Искусство контакта. Изд. 2. М.: Культура, 2010. 325 с.
11. Шварц Р. Депатологизация пограничного клиента. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.livelib.ru/work/1001323431/ (дата обращения: 18.11.2016). 
12. Стоун М. Клиническое руководство по психотерапии пациентов с понраничными расстройствами. Психоаналитический вестник. № 8, 1990. С. 37–45. 
13. Зеленкова С. В. Трехчастное Я-высказывание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.b17.ru/…/yaviskazivanie_kak_sposob_uluchshit_jiz/ (дата обращения: 18.11.2016). 14. Гринберг Э. Лечение пограничных расстройств. М.: КТЦ «Гештальт-Анализа», 2011. 416 с.

Категория: Публикации | Добавил: psychologtarasova (04.03.2017)
Просмотров: 160 | Теги: Гештальт-терапия, пограничное расстройство личности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Name *:
Email:
Code *: