Пограничное расстройство личности. Ресурсный центр
0
Comments
"Пограничная" семья (особенности воспитания)

Пограничное расстройство личности (ПРЛ) - достаточно сложное по своей структуре, симптоматике расстройство личности. Симптомы ПРЛ проявляются примерно у 11 % амбулаторных пациентов и 19 % психически больных, находящихся на стационарном лечении (Лайнен, 2007). Жизнь людей с ПРЛ бывает очень яркой, но в то же время они очень страдают по причине искаженного восприятия информации в мире, ошибочных интерпретаций поведения окружающих, психической боли и страданий.
Возможны 151 различных комбинаций симптомов в клинической картине пациентов с диагнозом ПРЛ (некоторые авторы приводят цифру 256 как возможное число комбинаций симптомов при ПРЛ) (Bateman, Fonagy, 2003).
Возможные симптомы при ПРЛ:
• Гиперчувствительность.
• Особая чувствительность к расставаниям.
• Одиночество.
• Скука, пустота.
• Амбивалентность.
• Генерализованное чувство стыда.
• Импульсивность и отсутствие контроля поведения.
• Хаотичные и бурные межличностные отношения.
• Психическая боль.
• Суицидальные попытки.
• Импульсивные и опасные формы поведения (небезопасный секс, злоупотребление алкоголем и наркотиками, азартные игры, необоснованная трата денег).
• Низкая самооценка и отсутствие самоуважения.
• Нестабильное настроение.
• Выраженный гнев. Проблемы с контролем и выражением гнева и агрессией.
• Диссоциация.
• Связанные со стрессом параноидные идеи.
• Отсутствие четких представлений о себе.
• Частые перемены мест работы.
• Не способность доделывать начатое дело до конца.
• Резкие смены настроения.
• Нарушение процесса ментализации.
• Когнитивные искажения.

Причинами ПРЛ по разным данным являются:1. результат дисфункциональных когнитивных схем, сформированных на ранних этапах жизни (М.Лайнен); 2. нарушение процесса переработки информации, в первую очередь эмоций (А.Ленге);3.мультифакторное (биопсихосоциальные модель нарушений при ПРЛ) нарушение психики, которое приводит к дезадаптации личности; 5.биологические причины (нарушение работы определенных зон головного мозга);6.результат ухудшения состояния предыдущих, менее патологических личностных паттернов (Т. Миллон); 7.нарушения взаимодействия биологических и социальных факторов научения, влияющих на человека (М.Лайнен); 8.социальные и культурные факторы (жизнь в семье, где преобладают нестабильные отношения, особенности воспитания). В этой статье рассмотрим причину 8 - взаимодействие в семье, где преобладают нестабильные отношения и некоторые особенности воспитание.
Взаимодействие в семье в некоторой степени объясняет поведение людей с ПРЛ.
В семьях людей с ПРЛ дети вынуждены будут стать "куклами", которые, конечно же, не должны вносить в игру свои волю, желания, нужды и чувства. К тому же на них возлагается еще одна сложная обязанность: всячески поддерживать иллюзию вашего успешного родительства. Вот как-то так, вероятно , и происходит передача по наследству этой "фиктивности". Как бы ребёнок как бы вырастает и становится как бы взрослым, которому почему-то тоже тяжело жить, тягостно растить своих детей, хотя времена изменились, и давно уже памперсы вместо пеленок, и пюре готовить не надо [1,c. 15]. Такая фиктивность , подражание вместо становления как симптом пограничности потом начинает проявляться не только в родительстве, но и в самых разных сферах жизни. А дальше, грустное раздолье последствий. Уверенная, что хорошо воспитывает, кричащая, унижающая достоинство воспитательница. Скорее разрушающий здоровье, чем восстанавливающий его своим вмешательством, врач. Подтасовывающий или даже выдумывающий "факты" журналист. Жизнь «как бы» детей приводит в последствии к жизни «как бы» взрослых, «как бы» профессионалов, «как бы» родителей [1,c. 19].
По мнению, И.Ю. Млодик, «для того, чтобы вырасти, сначала нужно побыть ребёнком, потому что именно дети, проходя естественный путь роста и взросления, становятся "качественными", а не "фиктивными" взрослыми» [1,c. 19].
Пограничный родитель плохо ощущает разницу между чувствами и личностью,

путает чувства и поступки, роли, задачи, цели. Ему трудно помочь своему ребенку разделить чувства и качества. Пограничный родитель значительно чаще попадает в аффект, и там ему не до разбирательств в ньюансах [1,c. 62].
Пограничные родители очень часто нарушают границы детей.
Взрослые не считают зазорным исследовать на предмет криминала школьный рюкзак подростка, прочитать его дневник, залезть в почту, аккаунт в социальных сетях. Унижение и бесправие, ощущение небезопасности в собственном доме, неспособность защитить то, что ребенку дорого, озлобляет его и делает подозревающим окружающих, избегающим или агрессивным по отношению к ним. В его представлении мир перестает быть расположенным к нему и безопасным, особенно мир близких отношений, либо выдает ему разрешение также взламывать границы других людей [1,c. 63].
В большинстве погранично организованных семей по разным причинам нарушается естественное детское развитие и созревание. Первый тип таких семей: инфантильные родители, в силу определённых причин не способные выполнять свои родительские обязанности, и рано как бы повзрослевшие дети [1,c. 16].
В семьях второго типа родители не заинтересованы во взрослении собственных детей, в результате дети остаются инфантильными, не способными повзрослеть. Мама продолжает растить младенца или малыша, сколько бы лет ему ни исполнилось [1,c. 17].
Такие семьи это два варианта крайностей: или это отсутствие удовлетворения потребностей ребенка и возложение на него непосильной для его возраста «ноши», или это гиперопека, где иногда в семьях возникает культ ребенка и царит поклонение («всё для детей»). В итоге, вырастет человек, который не способен к зрелости, самостоятельности и к принятию ответственных решений в жизни.
Очень часто в семьях людей с ПРЛ дом становится источником опасности. Там бывает насилие, недопонимание, конфликты и пр.
Что может начать происходить с психикой, если внезапно дом становится местом полной непредсказуемости и угрозы?
1. Первое - человек решает: если меня бьют и унижают, значит, это я какой-то не такой, заслуживающий такого обращения, такую семью. Это означает , что мне либо всю жизнь жить в депрессии и желательно не показываться другим людям, чтобы не чувствовать колоссальный , непереносимый стыд и вину за ущерб, который я причиняю миру своим существованием. Либо всей моей жизнью, каждую минуту доказывать миру и всем вокруг, что я не так ужасен. Я буду полезным, добрым, сильным, умным и участливым и заслужу хорошее отношение к себе. Тогда снова смогу быть, жить, хотеть, получу свое право на безопасность, расслабление и покой.
2. Решить, что это они ужасны. Они мне не родители, я буду изгонять их из общения, психики, отрезать, не принимать всерьёз. Убегу из дома, обесценю, выкину, сделаю вид, что их нет.
В одном случае нет меня, или я ещё должен заслужить свое право быть, в другом случае нет их [1,c. 22]
Таким образом, ребенок начинает жить в новой псевдо-реальности, позволяющей выжить. Обрести какое-то объяснение, опору, избавиться от противоречивости, которую нет возможности принять и переработать без посторонней помощи, пока ты мал [1,c. 23].
"Нормальной" может быть любая трагедия, если проживать ее как сложное для всех событие, вызывающее самые разные чувства и требующее включенности, решений, действий и объяснения, во всяком случае, для детей. Названное, описанное, объясненное перестает висеть в психике человека чем-то мутным , без конца и без края, оно обретает название и границу, и тогда его уже можно пережить. Без обнаружения "я болен тем-то" невозможно начать лечение. Без называния насилия насилием его невозможно остановить [1,c. 31].
«Пограничная семья» часто становится для ребенка местом страданий, напряжения, недопонимания, унижения и жестокости. В такой обстановке сложно формировать здоровые отношения с родителями и очень часто у ребенка формируется низкая самооценка, неуверенность, привычка страдать. Именно привычка страдать переносится потом и во взрослую жизнь,

где люди неосознанно ждут, что их будут унижать, жестоко обращаться с ними и причинять боль. «Пограничным» семьям очень важно посещать психообразовательные мероприятия, где члены семьи смогли бы узнать об особенностях людей с ПРЛ, особенностях общения внутри семьи.
Любая семья – это система. При изменении хотя бы одного «элемента» системы, другие «элементы» вновь тянут «здоровый» (или того, кто стремится быть здоровым и работает над собой) «элемент» в патологическую систему, поэтому очень важно, чтобы про ПРЛ и особенности коммуникации в «пограничной» семье знали все члены семьи. Знания сила и информация может помочь людям осознавать то, что происходит в семье, а это первый шаг на пути к изменениям!


Литература
1. Млодик И.Ю. Карточный дом. Психотерапевтическая помощь клиентам с пограничными расстройствами. — М. : Генезис, 2016. — 160с.
2. Лайнен, М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности / Марша М. Лайнен. — М.: «Вильямс», 2007. — 1040с.

 

Автор: Тарасова Е.

Added by: psychologtarasova / Date: 23.06.2018
Total comments: 0
Add your comment
Name *:
Email:
Code *: